Делать деньги по-еврейски. Мифы и реальность

О способности евреев «богатеть» среди окружающих нас народов не писал разве что ленивый. Чаще нас обвиняли в хитрости и коварстве, реже – восхищались трудолюбием, взаимной поддержкой, изобретательностью. Но никогда и никто не написал о том, что евреи – такие же, как все люди: кто сумел, тот заработал и все это – выдумки. А может, не выдумки? Может, действительно, в наших Талмудах находятся знания, полученные издревле, которые позволяют евреям вести заведомо успешный бизнес? Или не заложены?

Что примечательно, эти вопросы интересуют, также, многих евреев. В конце концов, Тора – книга знаний. Так почему бы не предположить, что в ней можно найти рекомендации и по ведению бизнеса? Ведь когда мы получали ее, мы не из пещер вылезли, торговля и производство уже существовали, не так ли?

На эти вопросы специально для «Шалом, хаверим!» ответил Президент Лиги МАГЕН, раввин, профессор Александр Михайлович Лакшин.

- Александр, мне очень понравилась Ваша лекция. Даже не думала, что галахические трактовки могут быть актуальны и сегодня. А не расскажете ли, каково отношению к деньгам и к ведению бизнеса с точки зрения Торы? Вы же не будете отрицать, что повсеместно распространено мнение о том, что все евреи – успешные предприниматели. И тут возникает масса версий по какой причине? Хитрые? Солидарные? Еще одна версия – это галахические тексты, заповеданные нам  знания, которые веками используются евреями. Прокомментируйте эту ситуацию на современный манер.

- То высокое мнение, которое сложилось о евреях у окружающих нас народов, хотя иногда и с негативным оттенком, что «все евреи успешные люди», «все богатые» и т. д. давайте оставим без комментариев, пусть продолжают так думать. Теперь по фактам. Действительно, существуют и широко известны еврейские правила ведения бизнеса. Начиная от изложенных в тексте Пятикнижья открытым текстом: «не должно быть у тебя двойной гири» (то есть, гири должны быть честного размера) или «не должно быть у тебя мерного отрезка» (элементарная честность в торговле), до разработанных в устной Торе знаний о том, как давать деньги в долг, кредитовать бизнес и прочее. Эти правила людьми, которые продолжают их соблюдать, используются в современном мире. Да, есть еврейский способ вкладывать деньги, получать и распределять прибыль. Есть обязанность вовремя и в срок расплачиваться с работниками, отделять от своей прибыли от 10 до 20% и передавать их в качестве цдоки, которая обычно переводится, как «благотворительность» или «милостыня», а правильно – «справедливость».

- В современном мире это можно назвать “меценатством и благотворительностью”, или правильнее  трактовать,  как “налогообложение”?

- Не совсем так. Безусловно, налоги надо платить. Но цдока – это процент после всех законодательных выплат, с «чистой» прибыли. При этом, цдоку дают все. Понятно, что Роман Абрамович или Вадим Рабинович дают больше, чем пенсионерка Клара Абрамовна, но в процентном отношении на них лежат совершенно одинаковые обязанности – от 10 до 20%. И в глазах Всевышнего вклад Клары Абрамовны весит больше.

Далее. Есть еврейские правила ведения переговоров: какую информацию нужно рассказывать, какую не желательно, а какую нельзя. Когда можно и когда нельзя поделиться негативной информацией о потенциальном бизнес-партнере.

Словом, еврейские правила ведения бизнеса действительно существуют. Что касается их практики. Было время, когда все евреи знали о существовании этих законов, а раввины являлись верховными авторитетами в вопросах их применения. Раввин – это прежде всего судья, толкователь еврейского закона. Если Хайм и Мойша создали совместный бизнес, а потом что-то не поделили, то в добрые старые времена они шли в раввинский суд и принимали решение этого суда. Это при том, что у раввинского суда не было никаких карательных органов. Ни полиции, ни тюрьмы, ни ссылки – ничего! Суд решал, стороны принимали на себя это решение и выполняли его.

Сейчас, к великому сожалению, мы все с большим трудом просыпаемся после семидесятилетнего сна, в который нас искусственно погрузила советская власть, прервав эти знания еврейских традиций. Они никуда не делись. Просто в определенной части суши их действия заставили, вынудили приостановить. И слава Богу, что сейчас усилиями широких кругов раввинов эта практика возрождается. В том числе и в сфере бизнеса. Я, например, знаю как факт, что в Москве очень многие еврейские бизнесмены, заключая контракты между собой, договариваются о том, что обращаться они будут не в арбитраж, а в раввинский суд. И это работает!

- Потрясающе! Скажите, не входит ли эта практика в конфликт с современными законодательствами  и вообще целесообразны ли для ведения бизнеса те законы, которые были изложены еще в период Пятикнижья?

- Не входят. Есть в еврейском законе такое непреложное правило  «закон страны есть закон», что означает, что в случаях, когда действующее законодательство не противоречит еврейскому закону, оно должно применяться.

- А если противоречит?

-Уверяю Вас, здесь не идет речь о двойной лояльности. Как правило, в сфере еврейского законодательства находятся, как раз, в основном вопросы имущественного порядка, так что противоречий здесь нет. Например: допустим,  кто-то взял в долг и не отдает. Возникает имущественный спор. Есть еврейские правила оформления долга – надо обязательно иметь расписку. Такая практика существует и в обычных судах. Может быть, единственное различие в том, что еврейский суд при решении конфликта в первую очередь ищет не справедливости, а примирения. Опять же, обычно и в светской жизни если стороны договорятся – то все хорошо. При этом суд может сказать, конечно, свое мнение. Но противоречий явных нет и, в конце концов, это – дело участников. Там, где речь идет о бизнесе – там не может быть противоречий между еврейским законом и Законом страны. Там могут быть расхождения. Если обе стороны согласны, что они будут руководствоваться еврейской традицией, то она действует. А еще один момент – надо надеяться, что, как всегда, когда евреи выбирают для себя путь Торы, Всевышний им помогает. А его возможности, как мы знаем, безграничны.

- Да, но мы все время говорим о еврейских бизнесменах. Однако, мы уже не живем исключительно внутри общины. Мир – огромный и евреев в нем не так уж много. Разумеется, мы ведем бизнес и с неевреями. Можем ли мы поделиться нашими законами ведения бизнеса с другими народами? Не противоречит ли это нашим заповедям?

- Если человек добровольно пожелает узнать, как вести бизнес по-еврейски и соответственно действовать – это его право. И, поверьте мне, евреи издавна жили в нееврейском окружении и всегда имели дело с нееврейскими партнерами. Эта сторона также разработана законодательно. Делиться знаниями – пожалуйста. Только не надо навязывать, поскольку у других народов нет заповеди соблюдать еврейские законы. Среди заповедей, которые мы считаем обязательными для народов мира в сфере бизнеса есть запрет воровства, обязательный как для евреев, так и для других. Разумеется, евреи не сидят на своих знаниях, не скрывают их. Но если не еврей сначала согласится вести бизнес по-еврейски, а потом откажется – у нас нет повода предъявить ему претензии.

- Буквально  последние два столетия  с развитием общества женщины также часто выходят на уровень удачливых предпринимателей. Они позволяют себе даже не советоваться с мужем. Что об этом говорит Тора?

- Если женщина ведет бизнес – на ней те же обязательства, что и на мужчине. Что касается доходов, тут есть классическое правило в иудаизме, которое пока никто не отменял: доходы замужней женщины принадлежат ее мужу. Наверное, существует возможность при подписании брачного контракта ввести дополнительные права для женщины. Как я уже говорил, что не запрещено, то – разрешено. Надо советоваться с грамотными раввинами, понимающими в этом вопросе. Я думаю, что интересы современных успешных еврейских бизнес-леди соответствующе должны быть защищены. А как – это уже в каждом конкретном случае пусть решает раввин.

- Александр,  к Вашим лекциям проявляют интерес другие народы?

- Проявляют. Например, в Москве есть очень интересное общество. Они называют себя «Общество небо – политики», что-то в этом роде. Эти люди исследующие различные возможные варианты будущего. Они меня пригласили рассказать, как иудаизм смотрит на будущее, наши софологические взгляды, верим ли мы в конец света, что мы по этому поводу думаем, чего боимся, а чего нет. Была очень интересная дискуссия. В принципе, я открыт для любых предложений и приглашений. Единственную позицию, которую я всегда принципиально занимаю – позицию иудаизма: мы не вправе навязывать нашу веру другим народам. В отличие от других религий, которые пытаются любыми путями, не всегда благовидными, привлечь людей, в том числе евреев, в свои ряды.

беседовала Виктория Липина

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *