«Еврейское общество в Харбине» (о русскоговорящих евреях Китая из неофициальных бесед)

В далеком китайском городе живут люди, говорящие на русском языке. Каждую субботу они встречаются (во всяком случае, живо обсуждают на форуме необходимость этих встреч), чтобы отметить …ШАБАТ!

Этому электронному общению русскоязычных евреев Харбина 5 лет. Последняя запись датируется 14 Декабрь 2007. Очевидно, участники форума встретились в реальной жизни и необходимость общения он-лайн пропала. Но эта переписка интересна тем, что позволяет взглянуть на «китайских евреев»  через призму открытого, живого общения.

Итак, в одном из интернет-форумов я увидела тему для обсуждения: «Еврейское общество в Харбине».  Это было так неожиданно, что я невольно прочла все. Вот что можно рассказать о жизни русскоязычного еврейства в далекой азиатской стране, судя по переписке. 

Но сначала – небольшая справка. Харбин  –  город в северо-восточном Китае, административный центр провинции Хэйлунцзян. Там проживает 9,5 миллионов человек. Китайцев, разумеется. Скажем так, преимущественно китайцев. Сама история города интернациональна: он основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. После революции многие дворяне, офицеры и белогвардейцы бежали именно в Харбин, внесли большой вклад в его развитие. Затем город перешел к японцам в 1932 году, а после Второй мировой войны и капитуляции последних, был передан советскими войсками китайским коммунистам. В настоящее время Харбин – не только центр тяжелой промышленности Китайской Народной республики, но и один из главных перевалочных пунктов в торговле с Россией. Так что,  русскоязычные жители Харбина – явление не только привычное, но и закономерное.

Общение «наших» евреев началось с того, что 5 ноября 2005 человек задал в сети вопрос: знает ли кто о еврейском обществе в Харбине? Обсуждение получилось неожиданно оживленным. Некоторые уточняли, ищет ли он непосредственно евреев или общество, где изучают еврейскую культуру; другие спрашивали, есть ли там вообще община, синагога; третьи советовали обратиться к «шанхайцам» – у них, мол, наверняка что-то такое есть на сайте www.chinajewish.org.

И, наконец, пришли к идее: имеющим отношение к еврейству, встретиться и пообщаться «вживую».

Из виртуального общения я узнала, что девушка, которая приехала в Харбин полечиться у китайских докторов, ищет всё, что связано с еврейством в Китае и просит помочь в организации интервью для фильма, который она с родственниками снимает для Израиля и России. Фильм посвящен алие – возвращению евреев в Израиль, мотивам и причинам возможного нежелания это делать. Ее брат живет с семьей в Израиле, оставил всё и уехал, а сейчас получает второе высшее – журналистика  в Еврейском Университете в Иерусалиме. Он уже снял небольшой фильм о своем переезде, затронул кое-какие проблемы, более серьезные, чем личная мотивация. Теперь его приглашают показывать этот фильм в разные инстанции. В том числе, исследуют его на факультете журналистики.

Одна из участниц форума – Лариса – сообщила, что необходимую информацию можно получить в Академии Общественных Наук провинции Хэйлунцзян, где работает Еврейский Центр.  Там китайцы изучают всё, что касается прошлого евреев в Харбине. Есть, также, научные темы и по современности. Некоторые из сотрудников центра прекрасно говорят по-русски.

Судя по всему, китайцы составили о евреях самое приятное мнение. Во всяком случае, из последующей переписки я узнала, что власти Харбина отреставрировали синагогу и еврейское кладбище. В здании синагоги проводятся мероприятия – так, одна из девушек советует посетить тематическую выставку «Еврейская история и культура Харбина» и восхищается красотой нового здания и информативностью экспозиции.

Что касается кладбища, то оно отреставрировано и называется «Хуаншань». Там покоятся тела свыше 600 евреев. Новый построенный в еврейском стиле павильон, сосново-кипарисовая аллея подчеркивают торжественную тишину, повисшую среди надгробных памятников с надписями, высеченными на русском и иврите.  Как сообщили в администрации кладбища, на его ремонт городское правительство Харбина выделило 3 млн юаней. Кладбищенский комплекс целиком перепроектирован с учетом мнений посольства Израиля в Китае, ученых и специалистов, евреев, проживавших когда-то в Китае.  В новом павильоне посетители смогут ознакомиться с историей евреев. В центре кладбища воздвигнут памятник с надписью «Мои корни – в Китае», сделанной премьер-министром Израиля Эхудом  Ольмертом. Согласно историческим источникам, численность еврейской диаспоры в Харбине в годы, когда Европу захлестнула волна преследований евреев, составляла 25 000 человек. В течение некоторого времени Харбин был крупнейшим на Дальнем Востоке центром проживания евреев. Об этом говорится в приведенной на форуме газетной статье.

А еще ребята договариваются встречать вместе шабат, имеют намерение соблюдать традиции и пытаются отыскать кошерные заведения, чтобы отмечать еврейские праздники. Обмениваются, также, фильмами – в частности, речь шла о «Пианисте» и «Списке Шиндлера»  – и делятся творческими идеями и наработками. Например, некто Леша говорит о написанной им пьесе «Блюз для трубы и свастики». Название интригует и ( кто знает?), может, зайдя на форум http://polusharie.com/index.php/topic,7229.25.html , вы сможете пообщаться лично с неизвестными пока талантами.

В любом случае, меня вдохновляет возможность получить поддержку незнакомых друзей для реализации творческих замыслов. Ну, а то, что «наших», да еще и русскоговорящих, можно отыскать где угодно (хоть в Китае!)  – это радует. Не может не радовать.

Виктория Липина 

P/S: «А кто-нибудь помнит, что такое шабат? Это оставление ВСЕХ дел ради ПОКОЯ, ради своего Б-га! О том-то и речь, что евреи забыли, кто они, откуда и куда они идут, забыли о своей принадлежности и превратились в людей без прошлого, настоящего и, похоже, будущего… И о чем это вы – о возрасте и «интересах»? О каких интересах? Интерес тут может быть один: мы – евреи! Разделение – бич сегодняшнего времени. А у русских, как вы пишите, оно, у евреев, христиан или иудеев – какая разница? А вот тут и самый главный вопрос – а кто в итоге-то несет ущерб? Не мы ли сами?…

И напоследок. Я вспомнила факты из еврейской истории: если евреи жили на чужбине, то в определенные дни, часы, а также в любое время, когда того пожелает душа, они поворачивались все в сторону Иерусалима и совершали молитвы… А царь Давид говорил:

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;

прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». (цитата из форума «Еврейское общество в Харбине»)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *