Подарок от большевиков. 23 ноября 1917 года мы стали равными в правах.

Недавно состоялся юбилей одного замечательного события. Эта дата прошла тихо, незаметно, не особо взволновав общественность. И это объяснимо – после того, как Советский Союз распался, идеология социализма-коммунизма подавляющим большинством была объявлена ошибочной, как и положено, вступила в силу новая идеология. В данной статье я не предпринимаю попыток представить сравнительный анализ общественного устройства «до» и «после». Речь идет только об этой дате и ее значении для нас, жителей Восточной Европы, бывшего Советского Союза. После распада СССР считается хорошим тоном все, что сделали большевики предать анафеме,  а все деяния советской власти по умолчанию считать вредоносными и под стройный хор: «А как же было хорошо при батюшке-царе!» вместе с грязной водой выплеснуть ребенка.

Чтобы не следовать этой тенденции, давайте поблагодарим большевиков за то, что именно они, придя к власти, 23 ноября 1917 года официальным указом сделали всех граждан контролируемой ими территории равными в правах.

95 лет назад Совнарком России издал декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов дореволюционной России и к концу 1917 года завершил ликвидацию титулов, мундиров и орденов императорской России. Голод, уничтожение инакомыслящих, уничтожение крестьянства как класса, 37-й год, охота на ведьм, Гулаг и пр. – все это, безусловно, преступления против человечества. А вот упразднение чинов –  великое дело.

Что такое система сословий? По сути, кастовое разделение в обществе. Если ты дворянин, то будь ты хоть ослом, все равно тебе почет и уважение. А рабочий и крестьянин уже по факту своего рождения – быдло.

Еще одна особенность разделения общества царской России на социально-правовые группы, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе, касалась национальностей. Именно о ее возрождении так пекутся радикальные националистические организации типа «Свобода»: вроде, все граждане и равны между собой, но некоторые равнее. Причем, не потому, что умнее, трудолюбивее или порядочнее. Просто, родились удачно – относятся к «титульной нации».

Эта социальная несправедливость также была устранена 23 ноября 1917 года, когда ВЦИКом и СНК РСФСР был принят декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», упразднявший все существовавшие в России сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины. Было установлено одно общее для всего народа страны наименование – гражданин Российской республики. Этим же указом советская власть провозгласила намерение положить конец угнетению нерусского населения и осуществить действительное и полное равенство граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности. Этот шаг новой власти был настолько своевременным и ожидаемым, что практически не встретил никакого сопротивления.

Очевидно, я отношусь к тем романтикам, кто упрямо верит в необходимость социальной справедливости. Свобода, равенство и братство – тот идеал построения общества, к которому человечество неизбежно придет, только неизвестно когда. Конечно, я категорически не приемлю рекомендацию г-на Шарикова «Взять и поделить». Именно так и поступило советское правительство с привилегированным классом дореволюционной России: 24 ноября за подписями В.И. Ленина и Я.М. Свердлова декрет «О сословиях» был опубликован и вступил в силу. В нем устанавливалось, что имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям, а имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений. Экспроприация экспроприаторов. Помните? Грабь награбленное. Вряд ли дворянство и купечество были «за».

Просто удивительно, как много людей сегодня, включая нашего брата, как это ни смешно,  имеют дворянское, купеческое происхождение, являются потомственными интеллигентами! Совершенно непонятно, кого массово расстреливали революционеры начала прошлого века, каленым железом выжигая прошлое, уничтожая миллионы во имя светлого коммунистического будущего?

Давайте не будем обманывать себя. Подавляющее большинство современного населения бывшей царской России – не князья. С дворянством и даже с интеллигенцией расправились быстро. Многие из нас – потомки тех самых миллионов бедных людей, которые пошли за большевиками. Без поддержки основной массы населения установление советской власти было бы невозможно в принципе. Никакие немецкие деньги, о которых так много трудов написано, не сделали бы такую грандиозную, кровавую революцию. Это не был «большевицкий бунт». Кто объявляет Октябрьскую революцию 1917 года бунтом – безграмотный человек! Еще в школе дети учат, что бунтовщики просто уничтожают «плохих» правителей и обещают народу быть «хорошими». Революция имеет идеологию.

А идеология 1917 была настолько мощной, что повела за собой не только униженных и оскорбленных, но и обеспеченных людей, стремящихся построить лучший, более чистый, более справедливый мир. Эта революция обещала не только сытно кормить (это обещает каждый, идущий во власть, и сегодня), но и уважать каждого гражданина, и предоставить ему равные со всеми в государстве права, чтобы «все по-честному».

Именно эти обещания заставили большинство евреев с симпатией отнестись к новой власти. Евреи – одни из первых, кто поверил обещаниям и первые, впоследствии, кто погиб по ложным наветам в лагерях и в застенках СМЕРШ. Почему поверили? Неглупые, вроде, люди! Потому, что надежда умирает последней. О положении евреев в царской России, гонения, социальные ущемления можно подробно прочесть в статье Иосифа Кременецкого «Правовое положение евреев в России при царизме»  Черта оседлости, поборы, наветы (за десятилетие с 1906 по 1916 гг. было издано 2837 антисемитских книг и брошюр, не считая статей в газетах и журналах), погромы, государственный и бытовой антисемитизм – хорошая почва для того, чтобы мечтать о лучшей жизни, не правда ли?

Но было бы ошибочным полагать, что революции симпатизировали только малые нации Империи. Чего стоит пресловутый царский указ «О кухаркиных детях», принятый в России 30 июня 1887. Указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов, который закрывал выходцам из социальных низов доступ даже к среднему образованию в гимназиях и реальных училищах. Канонизированный сегодня  царь – антисемит Александр III не очень хорошо относился и к россиянам, считая большинство населения своей Империи тупой рабочей скотиной. Когда губернатор Тобольской губернии пожаловался Государю на низкую грамотность в ней (эта проблема была повсеместной, 90 процентов подданных царя не умели даже читать и писать), Александр III наложил на доклад резолюцию: «И слава Б-гу!» Еще одну резолюцию помазанник Б-жий собственноручно начертал на судебном показании крестьянки,  сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»

Но 23 ноября 1917 года, после издания официального указа Совнаркома России «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», мы стали все равны перед Законом. Это очень важно. Есть основополагающие принципы, без которых существование гармоничного общества невозможно в принципе. Это – равенство стартовых возможностей для всех граждан государства. Мы не выбираем, в какой семье родиться, не в нашей власти выбрать национальность, род занятий, доходы родителей. Но мы можем построить свою жизнь так, что получим достойное образование, профессию, доход и влияние. Для этого нужны талант, усердие, целеустремленность, самоотверженность…

«Деление общества на сословия – вчерашний день!» – скажете Вы? – А вот и нет. Напоследок, приведу отрывок из статьи заслуженного деятеля науки России, бывшего заместителя министра образования и науки РФ Бориса Виноградова ««Кухаркины дети» и нынешние реалии. Школа и модернизация». Конечно, автор пишет о российских реалиях. Но и нам есть о чем задуматься.

 «Очевидно, что сегодня налицо клановый принцип формирования российской элиты, попытка создать наследуемое сословное общество, в котором властная группа – это олигархия, пополненная верхушкой бюрократии и воспроизводящая себе подобных. Качество власти и государственного управления находится на крайне низком уровне. Передозировка личной власти уже привела к тому, что не могут найти 20 толковых и самостоятельных министров, а нужны сотни руководителей агентств и служб, губернаторов и т.п. Вдобавок многие чиновники, у которых личные интересы, дети, счета и собственность за рубежом, не способны на ответственные дела, ибо «там, где богатство ваше, там будет и сердце ваше». Низкие качество и ответственность власти, которая не смогла осмыслить принципы формирующегося постиндустриального общества стали опасны для страны.

Уродливое развитие получила система обучения детей «элиты», которые длительным пребыванием за рубежом зачастую ограждены не только от совместной учебы, но вообще от общения с детьми «из народа». Как правило, «элитные дети» не проходят трудный путь карьерного роста, связанный с испытаниями армейской жизни, и уж тем более – с какими-либо войсковыми операциями. После окончания вузов они быстро продвигаются по карьерной лестнице в банках, корпорациях, в чиновничестве и политике. Замкнутые, зачастую родственные группы образовались уже не только в высших эшелонах власти, но и во многих других кругах, например, в руководстве вузов. В отличие от дореволюционной России и современных ведущих стран мира нынешние российские вузы как рынки труда для профессорско-преподавательского состава характеризуются высокой степенью закрытости. Воспроизводство доцентов и профессоров в большинстве своем происходит путем поступления выпускника данного вуза в аспирантуру и далее, как правило, – карьерный рост и работа в этом же вузе до конца дней своих. Крайне низка информационная открытость, да и служебных профессорских квартир в российских вузах нет. Поэтому в подавляющем большинстве вузов конкурсы на замещение преподавательских должностей, по сути, таковыми не являются. Практически происходит междусобойчик. Даже ректорская должность в государственных вузах нередко стала передаваться по наследству…  

Не зря древние греки говорили, что любая власть достаточно цинична, плохо, когда она глупа и демонстрирует свой благополучный цинизм народу».

Виктория Липина

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *