Разговоры с художником. Михаил Новак.

Михаил Новак – днепропетровский художник, методист, педагог и просветитель. Его лекции о великих художниках, мастер-классы и выставки вызывают неизменный интерес. Он, также, широко известен, как основатель и руководитель NovakArtStudio – одной из самых ярких в Днепропетровске студий, обучающих художественному мастерству. Его ученики – дети и взрослые  – творческие, духовно одаренные люди. Михаил в этом абсолютно уверен, так как в каждом человеке есть искра Божья. К каждому из них Мастер находит индивидуальный подход и, в зависимости от пожеланий ученика, выбирает стиль обучения. Они обязательно научатся рисовать. Но самое главное, считает Михаил, пробудить и развить в них творческое мышление, которое необходимо каждому человеку, чем бы человек ни занимался.

- Миша, когда к Вам пришло решение стать художником, Вы помните?

- Помню, как сейчас. Еще в первом классе. Мои одноклассники Олег Четверик и Оля Прохорова очень хорошо рисовали, а я завидовал им белой завистью: люди умеют рисовать, а я – нет!  И в  классе 5-м – 6-м я просто пошел в изостудию на Ленина, где преподавал  Юрий Михайлович Клочко. Он меня сразу посадил за натюрморт, я как понимал, как видел, так и нарисовал и получил похвалу: «О! Какие хорошие дети к нам приходят!» С этого, как бы, и пошло. Потом я занимался у разных замечательных педагогов: Александра Иванова, Павла Солнцева. Пришлось потрудиться. По тем временам, помниться, был какой-то абсолютно бешеный конкурс в Художественное училище!  Только выпускники Художественной школы, которая давала очень высокий уровень подготовки,  поступали без проблем.

Я поступил в живописную группу и, признаться, вспоминаю учебу, как самые лучшие годы моей жизни. Фрагмент счастья. Очень хорошая, семейная обстановка, чудесные преподаватели, ребят немного, все знакомы…

Многие однокурсники хотели поступать дальше в Художественный институт, а у меня, если честно, такого желания не было. Я хотел преподавать и после армии работал с детками в Клубе «Спутник», потом в «Веснянке». Даже темой своего диплома я выбрал «Урок  натюрморта»: мы защищали живописные работы и моя сюжетная работа была – занятие в изостудии.

- Вы всю жизнь занимаетесь любимым делом?

- Пожалуй. Сколько себя помню, я всегда любил детей и мне было интересно с ними общаться. Но я не всю жизнь занимался только этим. Был период, когда я работал в КБ «ЮЖНОЕ»  в художественно-графической группе, а потом же началась вся эта «котовасия» – 90-е…

- Кстати, как этот период отразился на художнике? Считается, что творческий человек в 8 раз острее переживает катаклизм…

- Мне было не до переживаний. Молодая семья, родился сын – меня больше интересовали эти проблемы. Поэтому вопрос о какой-то реализации, творческих амбициях вообще не стоял. К тому же, с рождением сына со мной произошли какие-то внутренние изменения. Кажется, в Японии существует правило: при рождении своего ребенка, женщина несколько лет не допускается к работе с маленькими детьми.  Хоть я и не японская женщина, но что-то похожее почувствовал и я. Никита родился и работа с детьми начала меня “напрягать” . Как только я это понял, я сказал себе «Все!»

А время было интересное. В силу обстоятельств, я попал Объединение по работе с молодежью от ЦК ВЛКСМ, которое открыло «Горный клуб». Идея блестящая: объединить альпинистов и горных туристов, чтобы вместе работать, зарабатывать, создать материальную базу, вместе ходить в походы, в горы и даже построить коттеджный поселок. Люди кинулись туда с огромным энтузиазмом. Помню, проводились психологические ролевые игры, приглашались психологи из Москвы, арендовали пансионат за городом, собирались, по 2-3 суток там жили, все это проигрывали…  Какие идеи были! В конечном итоге, организаторы использовали энтузиазм основной массы и  достигли своей цели: построили себе дома, материальную базу, а весь этот потенциалище, куча молодых, творческих, горящий людей – просто рассыпались кто куда. Но благодаря «Горному клубу» я освоил смежную специальность «шелкотрафаретная печать» и ушел в бизнес.

Художник и бизнес

Я встретил отставного военного офицера-картографа, полиграфиста и совместно с ним открыл фирму по шелкотрафаретной печати. 15 лет мы занимались этим бизнесом и, скажу без ложной скромности, у нас была лучшая фирма в городе. Именно, в профессиональном плане – самые сложные, самые интересные работы были наши.

- А не было тоски по творчеству?

- Я с большим удовольствием занимался полиграфией! Никакой тоски или депрессии не было. Это тоже очень интересный жизненный опыт: построить свою фирму, создать замкнутый цикл, ни от кого не зависеть… Тем более,  мы не занимались «купи-продай». У нас было производство, полиграфия, я, как художник, взял на себя все, что связано с графическим дизайном. Я думаю, надо делать то, что нравится. Просто ради денег я бы деятельность такую не развернул.

Ну а потом, после дефолта эта работа стала превращаться в рутину. Стало скучно. К тому же, появилось много фирм – демпинг, конкуренция, часто нездоровая. Участвовать в тараканьих бегах, рвать кусок у конкурента – это не мое. Доказывать, что ты лучший надо своими работами. Так же и художник. Можно очень много и красиво разговаривать, но если на стене висит дерьмо, грош цена этим разговорам.

NovakArtStudio. От идеи к открытию.

Я закрыл фирму, несколько лет был в поиске. Как раз, у меня внук родился и два года я с ним нянчился с огромным удовольствием. Когда-то из-за сына я оставил преподавание, а рождение внука вернуло меня к детям. Знаете, когда появился Кирюша, я бросил курить. Напрочь! Ни сигару, ни трубку, ни сигарету – вообще ничего. Я не могу. Как будто чистое дыхание в жизнь вошло.

Наверное, благодаря внуку я вновь начал преподавать: год я работал в развивающем центре «Пирамидка» с детками от полутора до пяти лет с большим интересом. Включился в этот процесс, увлекся и через год работы я пришел к тому, что знаний, опыта, своего видения очень много. Хочется отдавать. Пришло понимание, что я могу больше. Значит, пора делать следующий шаг в своей жизни. Создание NovakArtStudio – это результат. У меня свое видение, свой подход.

-  А чем он отличается?

- Не вникая в профессиональные подробности, скажу так: мне кажется, что самое главное – открытие внутреннего творческого потенциала ученика, изобразительное искусство в данном случае является просто инструментом.  Сейчас наступает такое время – очень много появляется творческих студий, многие люди хотят рисовать, лепить, вышивать, плести – все, что угодно! У людей есть внутренняя потребность в творчестве.

Дыхание времени. Любовь и творчество.

Я думаю, что идет какой-то слом времени, глобальная перемена на уровне человечества в целом. Я чувствую это дыхание времени. Разные, не связанные между собой эзотерические учения говорят:  в периоде, который заканчивается, самой побуждающей,  мотивирующей причиной всех человеческих поступков был страх. Люди боялись потерять здоровье, деньги, хорошее отношение в обществе. Страх был основным двигателем. Сейчас мы вступаем в новую эпоху, где мотивирующей основой будет любовь. А когда любовь будет управлять всеми поступками человека, много явлений просто уйдут: конкуренция, агрессия, множество других негативных нюансов отсеются, как шелуха.

То, чем я занимаюсь – шаг в этом направлении. Потому что, творческий человек  успешен во всем. Конечно, обществу не нужно слишком много художников, но большое количество творческих людей просто необходимо. Соответственно, нужно изменить и систему образования. Раньше эта система давала грамотных, квалифицированных исполнителей, которые были самостоятельны до определенного момента, а потом выполняли указания сверху. Они работали по четко проложенной магистрали. Сейчас наступает новое время, общество требует креативных людей.

Да, тем, кто у власти, не выгодны такие люди и такая система образования: манипулировать креативными людьми не просто трудно, практически невозможно. Но современное общество приходит к тому, что каждый человек должен быть креативным, творческим. Вплоть до того, чтобы творчески подметать двор.

-Миша, но для творчества необходимо содержание, осознанность, познание хотя бы самого себя!

- В данном случае, творчество – это и есть тот ключ, который ведет к самопознанию. Кроме того, человеку необходима гармония. А занятия искусством позволяют понять принципы, основы гармонии. Занимаясь рисунком, живописью, лепкой, человек не только осознает, он чувствует на уровне эмоций, ощущений проживание законов гармонии. Именно проживание, а не понимание. И когда законы гармонии входят внутрь него, он эти законы может применять и в бизнесе, и в отношениях с людьми, и в семье.

- Ваши ученики имеют какие-то возрастные ограничения?

- У меня в учениках и малыши, и взрослые люди за 50 и к каждому – индивидуальный подход. Если человек решил для себя, что хочет заниматься по академической программе, он получает эту методику. Если ученик, напротив, не хочет работать традиционно, ему это скучно, не нравится, он желает решать какие-то свои творческие задачи – пожалуйста. Но и при таком подходе он получает необходимые знания и умения, потому что все равно нужно уметь рисовать. Утверждение, что для творчества достаточно ощутить душевный порыв – это бред. Нужна база, мастерство. Великий экспериментатор Пикассо был великолепным рисовальщиком. Как и импрессионист Матисс.

Художник и зависть

- Я абсолютно свободен от зависти, в том числе творческой.

- Наверное, это редкость. Говорят, люди творческие ревниво относятся к успехам братьев по цеху…

-Я бы не сказал. Ревность, как мне кажется, свойственна тем людям, кто сам не состоялся. Это какой-то момент ущербности и единственная причина зависти и ревностного отношения к чужому успеху.  «Возлюби ближнего своего…» А по сути, кто для художника ближний? Такой же художник, как он сам. Заявить, что Рембрант лучше Рубенса, а тот, в свою очередь, лучше А. ван Дейка – это же абсурд! Каждый художник – личность, индивидуальность со своим видением и пониманием мира.

-Возможно, это болезнь души?

- Возможно. А может быть, свойство  менталитета, какая-то местечковая психология. Но я считаю, что настоящий художник свободен от зависти. Кому мог завидовать Моцарт?

Художник должен быть голодным?

- Еще в советское время мне запомнилось интервью, которое давал какой-то  очень заслуженный член Академии художеств. Он занимался тем, что возил работы молодых художников на зарубежные биеннале, потому что сами авторы были невыездными. Сидит пузатый дядька с такой гайкой на пальце, в дорогих часах, в шикарном костюме, с отъевшейся мордой и  рассказывает: «Художник должен быть голодным!» Фарс! Я разделяю мнение, что ЧЕЛОВЕК должен быть голодным. Но голодным в хорошем смысле слова: на ощущения, идеи, знакомства… Но ни в коем случае не должен голодать. И почему должен быть голодным именно художник? А сталевар, архитектор? Почему не депутат Верховной Рады, чтобы хорошо понимать тех, кто хуже всех живет?  Обосновать можно все, что угодно.

О еврействе, вдохновении и Всевышнем

- Миша, как в Вашу жизнь вошло еврейство?

- Я думаю, к самоосознанию, пониманию того, кто ты есть,  каждый приходит по-разному. У меня был длинный путь: я пробовал разные духовные практики, восточные философии, буддизм, тантризм, дзен-буддизм и т.д. Уже в зрелом возрасте я крестился. А потом, благодаря очень хорошему человеку – Александру Городецкому –  начал ходить в синагогу, посещать занятия Дана Макогона «Шеурей Тора», Довбера Байтмана, Зеева Гельфанта . Я понял, что мне в синагоге очень комфортно. Я долго искал, блуждал и, в конечном итоге, как герой картины Рембранта «Возвращение блудного сына», вернулся домой.

- Миша, евреи разные. Я, к примеру, убежденный космополит. Есть евреи – патриоты нации, ортодоксы, либералы… Эти градации в обществе совершенно необходимы для баланса.  Что близко Вам?

- Мне очень близок хасидизм. Это эмоциональное восприятие Божественной природы, глубокое изучение Торы, элементы Каббалы – все  то, что Алте Ребе дал через «Танию».  Я не очень строг в вопросах соблюдения каких-то бытовых предписаний,  но состояние души, «осознание  Божественного присутствия» -  это самое важное для меня, как человека, и как художника.

Я общаюсь с разными людьми – с раввинами, каббалистами, православными священниками, иконописцами. Люди разных конфессий, образа жизни, взглядов, ощущений и мировосприятия сходятся во мнении, что  художник, называя себя творцом, проявляет свое животное начало или эго, назовите как угодно. Поскольку художник несамостоятелен в этом плане. Он – сотворец, проводник.  Чем меньше эго, тем больше настоящего художника, тем больше Всевышний через художника говорит о красоте и величии Мира. Можно подобрать много красивых эпитетов, но никакие слова не передадут восторга от Мира, от жизни.

- Вы ощущаете этот восторг?

- Конечно. Наверное, это прозрение,  как бы пафосно это ни звучало, но когда я работаю с людьми, что-то я говорю от себя – есть опыт, знания, накопленные за годы. Но в какие-то моменты, я четко ощущаю, что Всевышний через меня дает информацию конкретно этому человеку. И тогда возникает особенное состояние души: где-то, медитативное, где-то восторженное.

Испытывая это сам, я стремлюсь создать такую обстановку здесь, в студии. Ведь, открывая в себе творческое начало, человек осознает существование Всевышнего и идет наверх общаться! И неважно, кто это: еврей, буддист или православный.

- Какое качество в человеке Вы бы отметили, как самое главное?

- СОСТОЯНИЕ  БЕЗУСЛОВНОЙ  ЛЮБВИ.

- По отношению к кому?

- К Миру! Каждый человек через Всевышнего должен растить в себе, как цветок, состояние внутренней светимости. Что в тебе есть, тем ты и поделишься. У одного хватает сил только на жену и детей, у другого – на родных и близких, у более сильных – на регион, государство. Не имеет значения. Пусть каждый светит в силу своих возможностей. Это качество непременно надо в себе культивировать. Но без понимания природы Творца и того, как устроен Мир, это очень сложно.

Прекрасен мир, где есть такие мысли.