Сегодня 70 лет демонстрации протеста немок-жен евреев на ул.Розенштрассе против нацистского режима

Ровно 70 лет назад немецкие жены остававшихся в Берлине евреев, которых гестапо и органы СС начали арестовывать 27 февраля 1943 года для последующей депортации в лагеря уничтожения, устроили крупнейшую в истории Третьего Рейха акцию неповиновения.

В течение недели сотни женщин, многие с детьми, ежедневно приходили к зданию бывшей богадельни, которую фашисты сделали тюрьмой, и стояли там круглые сутки. Ни авианалеты, ни угрозы расстрела на месте в случае неповиновения приказу «Разойдись!» не пугали их. Как пишет немецкое интернет-издание www.dw.de , «…немецких жен арестованных евреев публично оскорбляли, называя «еврейскими распутницами», «расовыми преступницами» и «предательницами». Гестапо пыталось убедить их, что, разведясь, они спасут себя и своих детей. Но женщины оставались верны своим семьям». Ненадолго отступив, они вновь возвращались под окна тюрьмы. «Верните нам мужей!», скандировали они.

И на седьмой день случилось чудо!

2 марта началось постепенное освобождение задержанных еврейских мужей. Почти 2000 человек, содержавшихся в здании на ул.Розенштрассе, были освобождены. Более того, 25 человек, которых уже отправили на верную смерть из Берлина в Освенцим 5 марта, вернулись к своим преданным немецким женам! Удивительно, не правда ли?

Конечно, из 8000 арестованных 27 февраля 1943г. евреев Германии это всего лишь четверть. Но! Это – 2000 еврейских душ, спасенных верными, бесстрашными, отчаянными немецкими женами. Слава их подвигу – подвигу настоящей, беззаветной любви!

По этим событиям в 2003 году Маргарет фон Тротта сняла художественный фильм «Розенштрассе» (совместное производство Германия, Нидерланды). По сюжету, еврейская девочка Руфь, чудом уцелевшая в фашистском Берлине и принимавшая непосредственное участие в демонстрации немок на Розенштрассе, живет в наши дни Нью-Йорке. У нее семья, двое детей, любимый муж. После смерти мужа Руфь лишается душевного покоя. Ее дочь Ханна собирается выйти замуж, но ее возлюбленный – нееврей. Совершенно неожиданно для близких, Руфь, погруженная в свои переживания и воспоминания о Берлине 1943 года, высказывается категорически против смешанного брака дочери. Как выяснится по ходу фильма, причиной тому – предательство отца Руфь, немца, который под давлением нацистов, отказался от жены еврейки и дочери. Ханна догадывается, что тайна матери делает ее подозрительной и недоверчивой. Но девушка случайно узнает, что, в то же время, Руфь была спасена немкой по имени Лена. Ханна едет в Берлин и разыскивает женщину, когда-то приютившую ее мать. Лена, которой уже почти 90 лет, рассказывает Хане удивительную историю женщин с Розенштрассе, отчаянно боровшихся за любовь…

Обязательно посмотрите эту трогательную, проникновенную картину. Здесь не будет традиционных сцен мучений и насилия, крови, ужаса. Но напряжение и переживание за главных героев не отпустят вас на протяжении двух часов.

Признаться, впервые фильм на тему еврейских судеб во времена Третьего Рейха заставил меня задуматься о том, что не все немцы были нацистами. В фильме несколько сцен, где очень убедительно показаны простые люди. Сотрудники, родственники, соседи немок – еврейских жен. Это начальник Клары, брат Лены, солдат, охраняющий богадельню. Они, как видно, далеки от политики и сочувствуют женщинам. Может быть, они и хотели бы помочь, но им страшно. Очень страшно!!!

Но ведь это с их легкой руки власть – в руках у фашистов! Они допустили, они в свое время не вмешивались… Кто они, обыватели, жертвы обстоятельств? Где они были, когда под знаменами ура-патриотизма нацисты рвались к власти? Разве не понимали, что исповедующий ненависть (к другому народу, группе людей, инакомыслящим) несет с собой ненависть и обязательно со временем будет топтать своих же?  Просто потому, что не может без ненависти. Такому типу жертва, кровь, «враг» и его истязание (в чем бы оно ни выражалось, даже в унижении) – жизненно необходимы. Он питает этим свою темную душенку, он это жрет.

При “фюрере” идеология ненависти и жестокости становится официальной политикой тоталитарного государства – националистическое государство другим быть не может, потому что его сила в противостоянии «свой – чужой». Инакомыслие и либерализм расшатывают эту основу. Не дай Б-г, «свой» с «чужим» договорятся и посмотрят на правление ясным, незамутненным националистическим бредом взглядом – и все, прощай власть!

Как это очевидно сегодня, через 70 лет! Нацизм  – зло. Фашизм – преступление. Но где та грань между “патриотизмом” и социально опасной болезнью, которой переболела Германия середины прошлого века?

Знаете, есть лакмусовая бумажка. Или проверочный тест. К моему сожалению, часто ярчайшим признаком неонацизма является… проявление антисемитизма. В любом выражении. Если все чаще из подворотен и все выше с политических трибун слышится слово «жид» – общество в опасности. Это сегодня отморозки бьют и оскорбляют инородцев, а приличные люди брезгливо отворачиваются. А завтра эти отморозки будут диктовать приличным людям систему ценностей и строго следить, чтобы никаких вольностей, иначе ты сам разделишь участь изгоев.

Почему меня так взволновал фильм «Розенштрассе»? Потому что сегодня нацисты рвутся к власти. И не где-нибудь, а в моей стране. Опасность этой тенденции надо хорошо осознавать, потому что с собой они несут страдания, унижения, грабеж, убийство, концентрационные лагеря и тотальный контроль нашей жизни. Если их не остановить, со временем нам будут указывать не только как правильно думать, но и с кем спать. Смотрите, как это было ровно 70 лет назад.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *