Александр Евсеевич Сорин: ««Менора» – это величайшая работа в моей жизни. Не каждому архитектору так повезет». (интервью с архитектором)

Прекрасная и удивительная «Менора» восхищает посетителей и наполняет гордостью сердца евреев Днепропетровска. Вчера, 30 октября 2012 года, на 7-м съезде евреев Украины  Президент Днепропетровского областного совета евреев и общин Борис Феликсович Песин вручил памятную табличку от имени евреев Днепропетровского региона идеологам и спонсорам «Меноры».

Напомним, что идея создания Центра «Менора», идеология его структуры и наполнения, сочетающего прошлое, настоящее и будущее еврейской жизни Днепропетровска, принадлежат Президенту Днепропетровской еврейской общины Геннадию Борисовичу Боголюбову и его партнеру, Президенту Объединенной еврейской общины Украины, члену Попечительского Совета Днепропетровской еврейской общины, Игорю Валерьевичу Коломойскому. Именно они финансировали строительство и полную реализацию проекта. ДОСЕиО благодарит, также, духовного лидера Днепропетровских евреев рэб Шмуэля Каминецкого. В благодарственном тексте говорится: «Создателям «Меноры» г-ну Геннадию Боголюбову, г-ну Игорю Коломойскому и духовному лидеру рэб Шмуэлю Каминецкому от  евреев Днепропетровщины и жителей Днепропетровского региона с восхищением и благодарностью. Пусть Всевышний сторицей воздаст вам и вашим близким за созидание, щедрость и талант.  От имени руководства и активистов Днепропетровского Областного Совета евреев и общин, Президент ДОСЕиО Борис Песин».

Автор этого беспрецедентного проекта  – потомственный архитектор,  истинный интеллигент, талантливый и высоко духовный человек,  творческий руководитель и основатель «Студии 7» Александр Евсеевич Сорин. Не случайно именно ему суждено войти в историю, как создателю одного из самых величественных архитектурных зданий в Европе, которые станут воплощением духа европейского еврейства не только по предназначению, но и по образному решению.

За 2 года до открытия «Меноры», несмотря на плотный рабочий график, Александр Евсеевич  нашел время дать интервью для газеты «Шалом, хаверим!».

- Александр Евсеевич! Созданная Вами «Менора» очень значима  для еврейства нашего города и шире:  ее планируют сделать Центом истории еврейства всей Восточно-Европейской части.  Какие чувства переживает архитектор, когда подходит к разработке подобного объекта?

- Всю гамму чувств, пожалуй, в двух словах не описать. Не только я, никто не может объяснить, откуда приходит вдохновение и как рождается идея.  Сначала, когда разговор зашел об объекте и о площадке, на которой он должен быть возведен, первая мысль, которая у меня возникла при рассмотрении, появлении карандаша в руке – что показать шаги к Богу:  ступенчатость, возвышение таких объемов к центру. А когда началось рисование и стало понятно, что можно возвести семь блоков, родилась идея объекта: семь свечей разной высоты, которые  символизируют стремление ввысь еврейского духа – непобедимого, неуничтожаемого.

- А был ли какой-то трепет? Или когда Вы начинаете творить, волнение отступает?

- Нет, этот трепет сопровождает меня по сегодняшний день и никуда не исчезает. Казалось бы, уже и образ сформировался, вот уже перешли к интерьерам – все равно, волнение, трепет перед созданием.

- Александр Евсеевич, когда – то вместе с Татьяной Каплунской я работала над  циклом передач о Холокосте. Помню, как на каком-то этапе я почувствовала, что больше не могу: ужас тех событий невозможно пережить, невозможно принять эмоционально. Особенно еврею. Как вы справляетесь  с этой болью?

- Об этом даже говорить тяжело.  Тем более, что я работал сразу над двумя объектами, неразрывно связанных с трагедией моего народа. Один из них – «Менора»,  другой –  мемориальный комплекс «Мацева», расположенный  на части территории бывшего «Нового еврейского кладбища», ныне парк Писаржевского*.  Мне пришлось погрузиться в историю. Я,  к сожалению, не знал своих дедушку и бабушку. Знаю только, что они похоронены именно там, где  «Мацева».  Просто все внутри переворачивается, потому что вновь и вновь возникает эта связь между нами и теми, кто не пережил Катастрофу. Вся страна пострадала от войны с фашизмом, но наверное, только у еврейского народа нет ни одной семьи, в которой нет безвинно убитых во время гитлеровского геноцида.

- Архитектура – это созидание. Вы стали знамениты даже в среде непрофессионалов, когда стало известно имя архитектора, который создаст «Менору». А какие работы Вы еще отнесли бы к своим творческим победам?

- Из последних объектов, над которыми мне бы не хотелось, чтобы летал бомбардировщик, я могу назвать восстановление здания библиотеки по улице Московской.

- Очень красивое здание! Когда я читала новость о том, что состоялся семинар «Тенденции мировой архитектуры: уникальность Днепропетровска как еврейского культурного центра», я впервые задумалась о том, что не понимаю, что такое еврейская архитектура…

- Я тоже не понимаю. На мой взгляд, это неправильная формулировка. Нельзя поставить знак равенства между понятиями еврейская и израильская архитектура. Можно было бы опираться на особенности строения синагоги, но Вы же знаете, что тут никаких канонов не существует! Был  Храм – первый, второй. Оба разрушены и нам предписано не возводить Храмов, а использовать для молитвы любое здание, где могут собраться евреи. И все. Просто комната, где мы собираемся. В этом смысле, евреи выбрали свободу творчества. Если мы рассмотрим все синагоги мира – мы не найдем какого-то единого канонического образа так называемой «еврейской архитектуры».

- К тому же, Ваше здание не только очень красивое, но и очень современное.

- Да, но это результат моего личного вдохновения, ни на какие религиозные или национальные традиции в архитектуре я не опирался.  Для меня архитектура – это творчество, результат зависит от того, как сложится образ.

- Александр Евсеевич, расскажите немного о себе: семья, хобби, что любите в домашней обстановке?

- Дома я люблю, чтобы меня никто не трогал (смеется). Я сижу в кабинете и наслаждаюсь тишиной – жена это знает  и не беспокоит.

- А дети?

- Дети уже взрослые, живут отдельно.

- Любимое занятие, хобби?

- Только путешествия и чтение. Я очень люблю читать. Просто не представляю себя без этого.

- Сейчас интернет предлагает литературу на любой вкус…

- В интернете – это не чтение. Книгу надо листать.

- И каковы Ваши литературные предпочтения?

- Классика. Прежде всего.  Кроме того, у меня большая библиотека по истории еврейства. Я имею ввиду не научные труды ( это специальная литература, предназначенная для профессионалов), а произведения, так или иначе касающиеся истории или творческого наследия нашего народа. В настоящее время издается потрясающая серия книг «Еврейская проза»!

- А какой, на Ваш взгляд, у Вас характер? Вы – мягкий человек?

- Нет, конечно. Только дома. А на работе я достаточно жесткий – должность такая.

- Александр Евсеевич,  каждый артист, даже женщины, мечтают сыграть Гамлета. Сара Бернар, как известно, играла эту роль и считала ее вершиной своего творчества. А что бы Вы мечтали создать?

- Безусловно, я без всяких экивоков и преувеличений могу сказать, что объект «Менора» – это величайшая работа в моей жизни.  Не каждому архитектору так повезет. Тем более то, как я получил заказ на ее создание, говорит о том, что это – судьба. И я бесконечно благодарен ей за то, что она предоставила мне  такой шанс! Я сам удивляюсь, ведь этот комплекс был нарисован мною буквально за пару дней!  Просто какое-то снисхождение.   Мне позвонил  В.Брез, сказал, что я получил этот заказ и буквально через день я показал ему набросок, сделанный карандашом.  Когда рисунок посмотрел  рэб Шмуэль Каминецкий, я понял, что это – попадание.

- Вы знаете, создается впечатление, что кризис Вас не коснулся: я вижу, у Вас в офисе работа кипит…

- Ну что вы! Кризис коснулся всех. Вот, взгляните (показывает готовые проекты). Это – застройка по ул. Ленинградской, это – объект на Титова, вот такой огромный  Торговый комплекс с кинотеатрами, кемпингом, катком, развлечениями, собственными помещениями для компании «Рэйнфорд»…  А этот  планировали возвести в Речпорту – 65 тыс. квадратных метров. Сколько объектов заморожено… Остановлен очень сложны объект в Ялте – с бассейном, с водопадами… еще несколько. 

- Будем надеяться, что пока.

- Будем надеяться, что багаж еще полный.

- Тем более, что Ваш багаж – это Ваши знания и талант. Я рада была познакомиться с человеком, который возводит «Менору». От имени газеты и всей общины я хочу сказать Вам большое спасибо  за Вашу работу и Ваш талант . Желаю всего самого наилучшего: здоровья, счастья, благополучия. А вдохновением Вас Бог и так наградил в полной мере. Мазаль Тов!

Беседовала В.Липина

14 thoughts on “Александр Евсеевич Сорин: ««Менора» – это величайшая работа в моей жизни. Не каждому архитектору так повезет». (интервью с архитектором)

  1. Pingback: Visit This Link

Оставить комментарий