ПОДВИГ «БОТАНИКА» (часть III)

«Шалом хаверим!» продолжает публикацию брошюры талантливого российского публициста, нашего земляка, выходца из Днепропетровска, Виталия Будницкого. Это уникальный материал – плод кропотливого труда, посвященного Иосифу Абрамовичу Рапопорту – «выдающемуся ученому, неустрашимому воину и великому гражданину нашей страны» (В.Будницкий).

ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

(ПОДВИГ «БОТАНИКА») окончание начало:  I часть , II часть

Апрель 1954 г. И.А. Рапопорт пишет письмо Н.С. Хрущеву. В письме ни тени холуйства и чинопочитания, ни слова о своем бедственном положении. Речь идет только о состоянии генетики в СССР.  

Гражданин Хрущев 

Прошу Вас о небольшом - лично принять меня по вопросу, сейчас, по-видимому, решающему - о судьбе генетики Хотя Вы и политический деятель, но еще не увидели, что местничество и удельные идеалы в науке очень сильны, что и привело сейчас при прямом участии, точнее, санкции, ЦК к особой ситуации - генетике как политической проблеме. Не довольно ли «ломать дрова».  

27.4.54. И.А. Рапопорт, докт. биол. наук  

P.S. Если время Вам не позволит, что вполне естественно (или по другой причине), то просто откажите, но только не перекладывайте на чиновников. Не боюсь я их, но брезглив к Молчалиным нового типа 

Декабрь 1956 г. Стокгольм. Академик Н. Н. Семенов первым из советских ученых стал лауреатом Нобелевской премии. Этой награды он был удостоен за разработку теории цепных реакций вместе с английским химиком Сирилом Хиншелвудом. После церемонии награждения англичанин спросил у Николая Николаевича: «Как поживает профессор Рапопорт?». Оказалось, что труды Иосифа Абрамовича широко известны во всем мире, и лишь на родине он не у дел. Семенов ничего не знал об опальном генетике.

1957 г. Вернувшись в Москву, Н.Н. Семенов разыскал И.А. Рапопорта, поговорил с ним и предложил ему работу в Институте химической физики АН СССР, директором которого он был. Была организована лаборатория химической генетики (никак не соответствующая профилю института), которую профессор Рапопорт возглавил и проработал в ней всю оставшуюся жизнь.  

Здесь Иосиф Абрамович стал родоначальником нового научно-практического направления. Он впервые в мире поставил вопрос об опасности бесконтрольной химизации сельского хозяйства для генофонда человека. В содружестве с агрономами и прикладными исследователями на основе мутагенеза было создано около 400 новых сельскохозяйственных сортов, устойчивых и высокоурожайных – от пшеницы до льна. Из них больше четверти он успел увидеть на полях. (В состав авторских коллективов новых сельхозсортов Иосиф Абрамович никогда не включал себя). Были созданы еще и многие высокопродуктивные штаммы промышленных микроорганизмов, дающих антибиотики. Сегодня вся мировая микробиологическая промышленность работает на штаммах, полученных на мутагенах, открытых Рапопортом. Была оказана помощь лесоводам, животноводам, рыбоводам. Откликаясь на запросы времени, в конце жизни Рапопорт наметил программу работ в области охраны окружающей среды. 

1962 г. Нобелевская комиссия за работы по химическому мутагенезу выдвинула на присуждение Нобелевской премии Иосифа Абрамовича Рапопорота и шотландского генетика Шарлоту Ауэрбах. Но после скандала с Б.Л. Пастернаком шведы решили подстраховаться и спросить мнение советской стороны. Решение вопроса было поручено такому «компетентному» органу как Отдел науки ЦК КПСС.  

Рапопорта пригласили на Старую площадь. Там ему сообщили, что не возражают против присуждения премии. Но нужно выполнить небольшую формальность – написать заявление о восстановлении в партии. Любой бы на месте Иосифа Абрамовича подписал бы эту бумажку (тем более, что она никому не вредит и никого не «подставляет»). Одна «закорючка» и сразу тебе мировая слава, автоматическое избрание в Академию Наук, деньги на исследования, а в перспективе и организация своего института. Любой бы подписал, но Рапопорт не любой. Он сказал, что из партии исключен незаконно за борьбу с мракобесием. И если считаете нужным меня восстановить, то извинитесь за ошибку и верните мне партбилет без всяких заявлений и потери стажа, с тем же номером. В ответе шведам было написано: «присуждение Нобелевской премии И.А. Рапопорту считаем преждевременным». И.А. Рапопорт и Ш. Ауэрбах нобелевскими лауреатами не стали.

А для Рапопорта эта история закончилась неожиданным сюрпризом – Академия наук вручила ему ордер на новую квартиру. На всякий случай решили подстраховаться – вдруг западные СМИ заинтересуются жилищными условиями потенциального лауреата.  

1979 г. Иосиф Абрамович Рапопорт избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР по специальности «генетика и селекция» по Отделению общей биологии.

 1984 г. За цикл работ «Явление химического мутагенеза и его генетическое изучение» И.А. Рапопорту присуждена Ленинская премия. Получив премию, он собрал всех сотрудников лаборатории, поблагодарил их за работу и сказал, что это общая награда, и он полностью разделяет ее со своим коллективом. В таких случаях все награжденные из вежливости или ложной скромности говорят что-то подобное. Даже Л.И. Брежнев, цепляя очередную регалию, шамкал, что разделяет ее с родной партией.  

Но у Рапопорта за словом всегда следует дело. Он достал из портфеля сорок конвертов, в каждом из которых было по 250 рублей, и раздал их своим коллегам – от профессоров до лаборантов. Последний конверт он хотел оставить себе, но тут пришла поздравить шефа сотрудница, находящаяся в декретном отпуске, которую Иосиф Абрамович «не сосчитал», и он отдал ей этот конверт.  

 Ноябрь 1990 г. «За особый вклад в сохранение и развитие генетики и селекции, подготовку высококвалифицированных научных кадров» Иосиф Абрамович Рапопорт получает, наконец, Золотую Звезду.  

Трижды «не-Герой Советского Союза» стал Героем Социалистического Труда. 26 ноября в Кремле группе генетиков, боровшихся с «лысенковщиной», вручали государственные награды. Президент СССР в этот день проводил важные переговоры и поэтому отсутствовал. Но во время церемонии в зал вошел М.С. Горбачев. Он сказал, что прервал переговоры, так как не мог не выразить свое уважение и признательность «тому самому поколению и отряду ученых, которые испытали много для того, чтобы этот день был. Хочу с вами вместе разделить радость, что, в конце концов, правда берет свое. Спасибо вам».

 Это прозвучало как извинения нашего государства перед людьми, с мужеством и достоинством боровшимися против лжи и мракобесия.  

Декабрь 1990 г. Здоровье Иосифа Абрамовича ухудшалось. У него была тяжелая форма астмы, резко упало зрение. Но он продолжал работать каждый день. Поздно вечером 26 декабря И.А. Рапопорт вышел из библиотеки ИХФ и отправился домой. При переходе улицы был сбит грузовиком и в новогоднюю ночь скончался. 

  

В Актовом зале Института Химической Физики у гроба И.А. Рапопорта в одном скорбном строю стояли его соратники и друзья – ученые Академии Наук СССР и ветераны 4-й Гвардейской Армии. Похоронили Иосифа Абрамовича на Троекуровском кладбище с воинскими почестями. 

Наверное, И.А. Рапопорт мог прожить более спокойную и комфортную жизнь и получить те награды и почести, которые обошли его стороной. Если бы он был чуть более покладист, чуть менее «ершист», не говорил, когда можно промолчать, все могло бы быть иначе. Но тогда бы ему пришлось быть чуть менее принципиальным, чуть менее честным, чуть менее справедливым, чуть менее внимательным к людям.… А это был бы уже не тот Рапопорт. В любой жизненной ситуации – на фронте, в науке, в борьбе с мракобесием и ложью – Иосиф Абрамович вел себя так, а не иначе, потому что иначе поступить он просто не мог.  

И.А. Рапопорт всегда был, прежде всего, человеком. Человеком чести, человеком совести, человеком собственного достоинства. Таким он и останется в людской памяти на все времена. 

А вот и наше время…  (Вынужденное дополнение)

 Ему угрожали – он не испугался, его «покупали» – он не продался, тогда его оклеветали и посадили… 

4 февраля 2012 г. По итогам общегражданского шествия и митинга «За честные выборы» в Москве была принята резолюция, где первым пунктом значится требование к властям немедленно освободить политзаключенных и всех заведомо неправосудно осужденных. В списке из 39 фамилий, переданном президенту РФ Д.А. Медведеву – заместитель председателя правления правозащитной организации «Справедливость» Д.Р. Барановский.  

Фабула его дела такова: «Барановский Дмитрий Роальдович находится под стражей с августа 2009 года по сфальсифицированному обвинению в вымогательстве, не подтвержденному объективными доказательствами, а основанному лишь на показаниях лиц, подвергавшихся критике с его стороны. Арест и уголовное преследование Барановского связаны с его антикоррупционной деятельностью и разоблачением фактов нарушений закона высокопоставленными чиновниками Московской области».  

Дмитрию вменяются в вину вымогательство, клевета и ложный донос. Но суть дела заключается в том, что он наступил на большой коррупционный «хвост» в ближайшем окружении губернатора Подмосковья Б.В. Громова – там хищение земель, незаконные выплаты, кумовство… Размеры этого «хвоста» велики – только семьей министра транспорта Московской области господина П.Д. Кацыва (главный «потерпевший» от Барановского) «отмыты» в израильском банке «Апоалим» удивительные для чиновника деньги – десятки миллионов долларов. Но под судом не подмосковный министр, а Д.Р. Барановский, который пытался вернуть эти деньги в подмосковный бюджет.  

Ходатайствовали за Дмитрия Барановского десятки людей – от руководства Хельсинской группы до 11 Героев Советского Союза и России. Но ни под залог, ни под ходатайство его не отпустили.

10 февраля 2012. Тверской районный суд Москвы после более чем годичного мутного разбирательства удовлетворил чаяния министра-миллионера из списка «Forbes» Петра Кацыва и его ближайшего окружения. Судья Светлана Ухналева признала Дмитрия Барановского виновным в совершении преступлений и назначила ему, по совокупности, 12 лет с содержанием в колонии строгого режима и 300 000 рублей штрафа.  

Справка

Дмитрий Роальдович Барановский родился 1 октября 1969 г. в Москве. После окончания в 1986 г. средней школы поступал в летное училище. Не прошел по здоровью. В 1987-89 гг. служил в Советской Армии. Попросил направить его в десантные войска. Срочную службу проходил в Республике Афганистан в 345-м отдельном парашютно-десантном полку под командованием Героя Советского Союза подполковника В.А. Востротина, в той самой 9-й роте, о которой Ф.С. Бондарчук снял одноименный художественный фильм. Имеет государственные награды. 

После демобилизации Д.Р. Барановский окончил Академию народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и курсы МВА при Высшей коммерческой школе Министерства экономического развития РФ. Кандидат экономических наук. Был одним из организаторов Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», многие годы занимается борьбой с коррупцией.  

Дмитрия Барановского отличают честность, чувство справедливости, высокая работоспособность, стремление доводить начатое до конца, принципиальность и активная жизненная позиция. И еще – незаурядное мужество – и военное, и гражданское.

Являются эти черты характера Дмитрия наследственными? Трудный вопрос. Ответить на него смог бы, наверное, только выдающийся генетик. Такой, например, как его дед – Иосиф Абрамович Рапопорт.

7 thoughts on “ПОДВИГ «БОТАНИКА» (часть III)

  1. Pingback: bonanza178
  2. Pingback: modesta coating
  3. Pingback: superkaya88
  4. Pingback: connetix

Оставить комментарий