Анна Песина: “Ребенка нужно растить в Израиле…”

anna-psina«В какой бы стране вы не жили, ребенка нужно растить в Израиле» – так считает наша очаровательная собеседница Анна Песина, которая работает в учреждениях для особенных детей от муниципалитета г. Хайфа, Израиль.

- Я репатриировала в Израиль восемь лет назад, одна, моя семья живет в России. Мама белоруска, отец еврей. Почему я приняла такое решение? Потому что хотелось новизны, какого-то свежего дыхания, и это побудило меня действовать. У меня несколько образований – режиссер и педагог. Я окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Здесь, в Израиле, у меня подтвержденная вторая степень по специальности режиссер педагог, но я продолжаю учиться.

 

 - Где учитесь, если не секрет? - Я учусь в Академическом педагогическом колледже им. А.Д. Гордона, Хайфа по специальности педагог для детей с особенностями развития. Мне нужно поkучить удостоверение на право преподавания в Израиле, потому что полученное мной образование его не даёт. Тем более, что я планирую преподавать особенным детям.

 - Анна, я слышала, что в Израиле совершенно удивительная система работы с такими детьми. Расскажите об этом.

- Я рекомендую всем своим близким, друзьям и знакомым, если у вас в России, в Украине и т.д. есть особенный ребёнок, и вы имеете возможность репатриироваться, обязательно это делайте. Немедленно! Потому что здесь отношение к ним предельно гуманное. Они в Израиле не изгои, а равноправные члены общества. Для них создаются отдельные школы,  садики, не родители их привозят в школу и в дошкольное заведение, за ними приезжает отдельное такси или маленькая машина и забирает на учебу. Все это  не только бесплатно, родителям ещё и платят за то, что они воспитывают детей, которые нуждаются в особом уходе. С детьми работают медики, психологи. Школьные  группы маленькие, чтобы к каждому ребёнку подобрать индивидуальный подход. Для меня самой это стало открытием, поэтому я полностью поменяла свою квалификацию, специальность и хочу в дальнейшем заниматься именно вот такими детками.

 - Скажите пожалуйста, какое будущее ждёт таких детей в Израиле?

- Здесь, начиная с первых классов, у детей проверяют уровень IQ, с помощью которого  определяют, этот ребёнок обычный, вундеркинд, с какими-то особенностями или у него понижен уровень интеллекта. Опять же, понижение уровня интеллекта может быть маленьким, средним или совсем низким. Детей, у которых понижение незначительное,  стараются абсорбировать в общество. Они даже учатся в обычных классах, чтобы не чувствовать себя уязвимыми, чтобы тянуться к уровню обычных ребят. К ним прикрепляется человек, помощник, он помогает этому ученику, и, в конце концов, такой ребёнок вполне может дотянуться до среднего уровня, иметь работу, образование и никто даже не будет знать, что когда-то он был особенным или отставал. Если уровень средний, то в дальнейшем такие выпускники школы, конечно, не будут инженерами, врачами, лидерами, преподавателями и пр. Но они смогут работать в обычном магазине, на заводе – никаких проблем нет! Заработать себе на жизнь они всегда смогут. У кого совсем всё плохо, те получают каждый месяц пособие. То есть, не нуждаются. У нас нет людей на улице с особенностями развития, их не выпускают из поля зрения, ещё и платят родителям за то, что те заботятся о них. Так что, без внимания здесь никого не оставят.

- Анна, я как-то читала статью о том, что в израильскую армию приглашают на работу  аутистов, поскольку особенности их мышления позволяют заметить детали, которые обычный человек заметить просто не в состоянии. Это правда?

- Это большая тема, если вкратце, скажу так. Многие из нас могут даже не знать, что аутисты, потому что не проводится диагностика. Аутизм бывает разного уровня. Раньше на это не обращали внимания, сейчас заметили. Так вот. Все зависит от спектра поражения. Аутисты, имея сложности в коммуникации и пр., в какой-то сфере  могут быть  просто вундеркиндами! Например,  я сейчас работаю с такими детками, и у меня есть необыкновенный мальчик. Он пока плохо говорит, что-то не понимает, но в математике ему нет равных! Его никто ничему специально не учил, это такой гениальный ребенок. И вот такие гении в своем качестве вполне могут служить в армии, участвовать в разведке, анализировать данные и т.д. Как я уже говорила, в Израиле они не изгои.

 - Как человек, имеющий образование и опыт в педагогике в двух странах, могли бы Вы отметить какие-то принципиальные различия в вопросах преподавания и воспитания у нас и в Израиле?

- Самое главное отличие – это свобода. В Израиле ребенок может позволить себе очень много. Конечно, до определенного предела, но здесь не говорят, «ты должен то, ты должен это…» Все строится так, что эпицентр -  это ребенок, его свобода и  безопасность, и, конечно, развитие и воспитание. Никто не давит правилами, не стыдят, не принуждают. Конечно, в старших классах уже сами дети начинают «нагонять», готовиться к поступлению. Но в начальных дети чувствую себя свободными. Им здесь никто не скажет, «ты плохо себя ведешь, ты неправильно что-то делаешь, веди себя прилично». Здесь во всем чувствуется свобода и огромная любовь к детям.

 - А что Вы скажите о таком методе мотивации, как соревновательность? На мой взгляд, и для взрослого человека это может быть довольно стрессовой ситуацией, но в наших школах это распространенное явление. А в Израиле?

- Это не педагогично! Ни в коем случае нельзя так делать! Человека можно сравнивать только с самим собою. У тебя получилось, ты чего-то достиг – молодец. И ни в коем случае нельзя сравнивать с окружающим детьми. Потому что ребенок – это индивидуальность. В чём-то он отстаёт от другого ребенка, но в чем- то намного лучше того же ребенка!

 - Спасибо за интересный рассказ, Аня. Давайте подведем итог: Израиль – это страна счастливых детей. Я даже слышала такое лово, как «хуцпа». Можете пояснить для наших читателей?

- Это переводится как «наглость». Но на мой это тоже крайность. Если на постсоветском пространстве мы больше зажимаем детей, здесь, напротив, культивируется свобода. И если ребенок что-то сказал, родители должны это сделать. Я же считаю, что лучше, если бы была золотая середина.

 - Но в любом случае, Вы бы рекомендовали растить ребенка в Израиле?

- Конечно! Я всем рекомендую перевозить сюда, растить, развивать и воспитывать детей. И переезд в Израиль должен быть обусловлен прежде всего будущим своих детей, это главное.

Ответить на Аноним Отмена ответа