Бабий Яр. Концепция развития

VAADНоябрь этого года стал насыщенным значимыми событиями для евреев Украины. Можно ответственно заявить, что наше будущее будет напрямую зависеть от тех решений, которые будут приниматься на уровне руководства общин Украины и от того, кого и как будут поддерживать простые еврейские семьи. Мне кажется, что мнение большинства должно иметь определённый вес в происходящем.

20 ноября 2019 года в конференц-зале Национальной академии наук Украины, по инициативе ВААД, собирались руководители еврейских организаций Украины на слушание концепции комплексной мемориализации Бабьего Яра.

В мероприятии приняли участие около 150 человек. Сопрезидент Ассоциации еврейских организаций и общин Украины Йосиф Зисельс выступил с предложением комплексного развития Бабьего Яра с расширением границ национального историко-мемориального заповедника “Бабий Яр”, привлекая к работе все государственные структуры, научные институты, общественные организации, этнические и религиозные организации, которые заинтересованы в сохранении исторической памяти жертв Холокоста и Бабьего Яра. Среди

На презентации выступили генеральный директор Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» Борис Глазунов, глава Рабочей группы по разработке концепции Геннадий Боряк, заместитель главы Рабочей группы Виталий Нахманович, а также другие участники Рабочей группы – Сергей Кот, Иван Патриляк, Феликс Левитас и Виктория Яременко.

Во время нацистской оккупации Киева 1941-1943гг Бабий Яр стал местом казни и захоронения не только евреев, а и других групп, которые были объектом нацистских преследований по расовым, политическим и другим мотивам : ромы, украинские националисты, коммунисты, советские военнопленные, душевнобольные, гражданские заложники, украинские и советские подпольщики, узники Сирецкого концлагеря. Они составили почти треть от общего количества 90-100.000 жертв Бабьего Яра, киевлян и жителей других регионов Украины.

На фоне попыток определённых маргинальных групп вообще отрицать трагедию Бабьего Яра и подачи её в виде еврейского мифа, возникает острая необходимость, с одной стороны, подчеркнуть масштаб трагедии и количества жертв среди многих прослоек населения, а, с другой стороны, сохранить историческую память и стереть причины противостояния со стороны государства, гражданского общества, еврейского сообщества, украинцев, ромов, киевлян, православных и т.д. В этой трагедии отсутствует уникальность тех или иных, она общая. Это повод не повторять ошибок прошлого, не создавать себе врагов и объединить усилия на благо общего мира и процветания.

Концепцию разрабатывали лучшие учёные и историки Украины. На обсуждении присутствовали лидеры еврейских организаций со всей страны. Особо активно участвовали представители Днепра, а также Харькова, Львова и Винницы. Приятно было желание большинства выступающих не разделять украинскую государственность, евреев и другие народы.

Янина Лонская

Ответить на Аноним Отмена ответа