Тильзитский мир и черта оседлости

Два столетия назад, в июне 1807 года между Россией и Францией был заключен Тильзитский мирный договор, после чего император Александр I издал указ, предписывавший БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА начать переселение евреев из деревень в города, дабы завершить его в течение трех лет. “…Власти стали выселять евреев, обычно под конвоем солдат. В городах евреи оказывались на улице без жилья и работы. О приостановке выселения стали просить губернаторы…” (источник)

Это одна из глав истории “черты постоянной еврейской оседлости”, которая имеет непосредственное отношение к нашему городу, так как Екатеринославль (Днепропетровск) входил в черту оседлости и практически 40% населения было еврейским.

Черта оседлости

Оседлости далекая черта –

Отверженным отведенное место,

Где теснота сошлись и нищета,

И жили трудно там. И все же честно.

Знает ли кто-нибудь что это такое – черта оседлости? Что стоит за этими словами? Сколько искалеченных судеб? Сколько униженных и уничтоженных жизней? Я узнала о ней, когда моя мама дала мне в руки две книги «Треблинка» и «Полынь – трава горькая». То, что раньше была категория людей, которой не положено было иметь паспорт, я знала от мамы – мои бабушка и дедушка были из этих «беспаспортных». Но о черте оседлости я ровным счетом ничего не слышала. Откуда же взялась эта черта? Кто и для чего ее прочертил?

В 1727 г. Екатерина I издает указ: «О высылке Жидов из России»

«Евреи существуют в различных частях России. От этих ненавистников Христа мы не можем ожидать ничего хорошего. В связи с этим обстоятельством, я издаю следующий приказ: все евреи, мужчины и женщины, независимо от их положения и богатства, со всем их имуществом должны немедленно убраться за пределы границы. От этих врагов Христа я не хочу иметь никакой прибыли. Как то уже по неоднократным предков наших указам, по всей нашей Империи жидам жить запрещено. Но ныне нам известно учинилось, что оные жиды ещё в нашей Империи под разными видами жительство своё продолжают, от чего ни иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. А понеже наше матернее намерение есть от всех чаемых нашими верноподданными и всей нашей Империи случиться могущих произойти худых последствий крайне охранять и отвращать, того да всемилостивейше повелеваем: из всей нашей Империи, как то великороссийских, так то и малороссийских городов, сёл и деревень, всех мужеска и женска пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни были, с объявлением указа, со всем их имением немедленно выслать заграницу и впредь оных ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть христианской вере греческого исповедания; то таковых крестя, жить им позволить, только из государства уже не выпускать».

Когда же в результате Второго раздела Речи Посполитой Россия получила Западную Белоруссию с Минском, центральную часть Черной Руси, Восточное Полесье с Пинском, Правобережную Украину с Житомиром, Восточную Волынь и большую часть Подолии с Каменцом и Брацлавом, вместе с этими землями к России отошли территории с многочисленным еврейским населением. Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладательницей крупнейшего в мире еврейского населения.

И 23 декабря 1791 года Екатериной Великой в Российской Империи была введена черта оседлости. Черта́ оседлости это часть Российской Империи, вне которой было запрещено жить иудеям ( за некоторыми исключениями). В черту оседлости вошли Витебская, могилевская, Киевская, Волынская, Подольская, Виленская и Гродненская губернии. Поначалу, основание черты оседлости не было дискриминационной мерой, потому что в Империи и крестьяне и дворяне также имели ограничения в перемещении по стране. Впоследствии царское правительство сделало жизнь евреев в черте настолько непростой, что черта оседлости стала образом дискриминационной политики по отношению к евреям.

По ПОЛОЖЕНИЮ ОБ УСТРОЙСТВЕ ЕВРЕЕВ, утвержденному Александром I в 1804 г., в новый закон вошла статья, запрещавшая евреям брать в аренду  различные отрасли помещичьего хозяйства, быть владельцами питейных заведений и постоялых дворов в сельских местностях, проживать в селах и деревнях (в одних губерниях — с 1 января 1807 г., в других — с 1 января 1808 г.). Это означало выселение около 60 тыс. еврейских семей силой, с помощью солдат, начали выгонять из деревень в города черты и местечки, где они зачастую оставались без жилья и работы. Евреям-земледельцам было разрешено жительство в Астраханской и Кавказской губерниях. Положение позволяло еврейским купцам, фабрикантам и ремесленникам вместе с семьями временно пребывать за пределами черты оседлости.

О приостановке выселения стали просить губернаторы, еврейские общества и помещики (они должны были понести большие убытки в результате удаления евреев-арендаторов из их имений). В феврале 1807 г. правительство временно приостановило выселение евреев из деревень, в основном из-за страха, что в войне с Францией российские евреи встанут на сторону противника. Но, вскоре после заключения Тильзитского мирного договора между Россией и Францией (июнь 1807 г.) был опубликован императорский указ, предписывавший БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА начать с 1 января 1808 г. переселение евреев из деревень в города, дабы завершить его в течение трех лет.

Особенно тяжелым был указ о воинской повинности евреев, известный под названием Устав кантонистов, принятый в 1827 году. Согласно указу Николая I о введении воинской повинности (26 августа 1827), еврейские дети брались в рекруты с 12 лет. Устав проводился в жизнь насильственным образом, путем набора детей и подростков (так называемые отловленные), которых принуждали затем к принятию крещения. В школе кантонистов еврейским детям запрещалось переписываться с родными, говорить на родном языке и молиться, у них отбирали и сжигали тфиллин, цицит, молитвенники. Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков и утраты слуха, выставляли раздетыми на мороз и т. п. Устоять могли немногие, главным образом дети старшего возраста. Уникальной была судьба Герцеля Янкелевича Цама (Цви Герца, 1843–1915), не принявшего христианства и к концу 41-летнего пребывания в армии дослужившегося до чина капитана. Принявшие христианство получали 25 рублей и ряд льгот, хотя первые пять лет были ограничены в получении должностей. Психологическое состояние выкрестов было весьма тяжелым из-за побоев и издевательств. Для российского еврейства этот указ обернулся глубочайшей душевной травмой, последствия которой давали себя знать долгое время спустя.

1881год стал для евреев России черным годом: 1 марта был убит царь Александр II. “В группе террористов, подготовивших убийство, оказалась одна еврейка, Геся Гельфман, игравшая второстепенную роль в деле: она содержала конспиративную квартиру как сожительница одного из революционеров”. Погромы почти одновременно вспыхнули во многих местах юга России и везде совершались по одинаковому шаблону, в смысле однообразия действий толпы и бездействия властей. Министр внутренних дел Игнатьев и обер-прокурор священного Синода Победоносцев приложили немало усилий для направления народного гнева в сторону евреев, с тем, чтобы погасить революционное брожение и объединить на почве общей ненависти народ и власть. Погромы начались на христианскую пасху в апреле 1881 года и продолжались с перерывами до 1884 года. По черте оседлости прокатилась волна паники и ужаса. Внутренние области Российской империи были по-прежнему закрыты для евреев, но царское правительство не возражало против их эмиграции на Запад. Более того, своими действиями оно их к этому подталкивало.

И начался исход, который продолжался до начала Первой мировой войны. За тридцать с небольшим лет около двух миллионов евреев переселились из России в Соединенные Штаты Америки, некоторая часть осела в Палестине, Испании и других странах Запада. После отречения Николая 2-го Временным правительством были отменены все “ограничения российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности”. Они начали вновь негласно вводиться сталинским руководством и продолжались в разных формах до развала Советского Союза в 1991 году, но это уже отдельная тема.

Источник

11 thoughts on “Тильзитский мир и черта оседлости

  1. Pingback: Ks Quik 800
  2. Pingback: dk7.com
  3. Pingback: auto swiper

Оставить комментарий