Дневник Оси Геббельса

 

Автор: Андрей Колесников, Обозреватель «Новой газеты»

Ша, как это мило, когда издатели романа «Михаэль» пера Йозефа Геббельса всячески подчеркивают теплые чувства будущего министра пропаганды Третьего Рейха к еврейскому народу: «…во время его написания автор был окрылён единственной мечтой — стать литератором и через своего научного руководителя, известнейшего германского литературоведа полуеврейского (это важно! – А. К.) происхождения Ф. Гундольфа попасть в кружок С. Георге — самого известного немецкого поэта-символиста, классика, чьи стихотворения выдержали в России не одно издание (живой щит от тех, кто будет критиковать издательство «Алгоритм» за публикацию Геббельса. – А. К.). И, только разочаровавшись в литературе, после написания романа, Й. Геббельс решил идти в политику (ложь, не выдерживающая проверку даже «Википедией». – А. К.)». А если вспомнить, что до официального брака у доктора Геббельса был роман с учительницей еврейского происхождения, то и вовсе получается, что он не Йозеф, а прямо какой-то Ося…

После аннотации и вовсе хочется умиленно всплакнуть, погладив по головке автора, которого Борис Ефимов неизменно рисовал в образе мелкой обезьяны: «Юношеская незрелость обусловливает восторги, откровенность, непосредственность мышления и чувств автора, его постоянно оттачивающуюся афористичность, что находит сильное отражение в тексте. Некоторые спорные моменты, имеющиеся в романе, сегодня представляются безусловным анахронизмом, но следует помнить, что в эпоху, когда роман был создан, они имели не маргинальное, а широкое хождение во всех слоях общества, потому мы не вправе упрекать автора за те или иные взгляды, которые даже не могли являться его личными».

Книга издана в серии «Проза великих». На самом деле по-своему великой можно считать эту аннотацию, виртуозно оправдывающую одного из главных нацистских преступников.

Какие же взгляды имели «широкое хождение в обществе»? Судя по тексту романа, антисемитские: «Христос не может являться евреем. И я должен доказать это, только сперва не по-научному. Вот так!»; «Христос – первый по размаху противник евреев. «Ты сожрёшь все народы!» Он объявил им войну. Поэтому еврейство убрало Его с дороги. Ибо Он перетряхнул до основания их грядущее мировое господство. Еврей – это ложь в человеческом обличье».

Ну, натурально, это постоянно «оттачивающаяся афористичность». И, конечно-конечно, мы «не вправе упрекать автора» — он выполнял приказ… бррр… то есть бездумно разделял мейнстримовские взгляды эпохи. Все были антисемитами и нацистами – и он был. Как не вправе мы упрекать издательство «Алгоритм» за то, что оно издает книги с тем же специфическим гниловатым душком, свойственным прозе мужчины, который, кстати, в момент издания романа уже примкнул к национал-социалистическому движению, а очень скоро стал подниматься по карьерной лестнице, сделав ставку не на братьев Штрассеров, а на Адольфа Гитлера.

Вот у меня вопрос? Почему можно изымать из продажи по наводке депутата Хинштейна детскую книгу про флаги, где что-то там не так было написано про литовский флаг, а вот книгу нациста, полную антисемитских цветов и листьев, издавать и продавать можно?

И куда в этом случае смотрит тот же депутат Хинштейн, который в интервью «Новой газете» сообщил, что он вырос в атмосфере книжной пыли?

Что издает издательство «Алгоритм»? Издательство «Алгоритм» публикует авторов, деликатно выражаясь, национал-патриотической ориентации. Которая в отличие от однополой любви у нас пороком, преследуемым по закону, не является, ибо входит в эклектичную государственную идеологию в качестве одного из важнейших элементов.

Издательство «Алгоритм» в целом очень беспокоит Третий Рейх. Например, в топе авторов Ольга Грейгъ, автор книг «Женщина фюрера», «Тайная доктрина Третьего Рейха» и т. д. Разумеется, Александр Проханов, разумеется, Сергей Кара-Мурза, Мухин, Бушин, далее по списку. Приятное исключение составляет серия «Страсти в гареме» (действие происходит в основном в Турции). Из тумана прорисовывается образ среднестатистического читателя-патриота, зачитывающегося «секретами» Гитлера, Сталина, пафосной, как тексты доктора Геббельса, националистической публицистикой, но при этом тайно полигамного и имеющего неарийский вкус к восточным женщинам в шароварах и, как сказано в одной из аннотаций, относящегося «с большой долей терпимости к вопросу взаимоотношения полов».

Вся эта националистическая напыщенная тарабарщина, разбавленная дозволенной арийцам шахерезадчиной, естественно, пользуется спросом, поскольку массовый спрос второсортен и падок на дешевую мифологию.

Теперь из Геббельса лепят великого прозаика, романтического — в величественном духе вагнеровских опер. Но если его дневники имеют ценность исторического документа (как, например, и дневники Альберта Шпеера), то проза, да еще поданная в столь возвышенном тоне, не имеет никакого смысла, кроме пропагандистского.

Это – к вопросу о взглядах, «имевших широкое хождение». Если антисемитизм и дикость не запрещать, а распространять, он и будет иметь широкое хождение и станет общим местом. Дело даже не в моральном релятивизме публикаций текстов нацистов.

«Маленький доктор» был мелкой тварью с большими амбициями. О его характере хорошо сказал Вальтер Функ, нацистский министр экономики, в разговоре с «архитектором Гитлера» Альбертом Шпеером: «…его переполняла злоба и ненависть к вам, к вашему положению рядом с Гитлером,.. к вашему происхождению из семьи среднего класса и, вероятно, к вашей славе художника – не забывайте, он сам мечтал о карьере художника, великого писателя». Вот и весь психоанализ. Комплексы, и ничего кроме комплексов. В «прозу великих» писанину Геббельса могло произвести только издательство «Алгоритм», поставив его в один ряд со всей продуктовой линейкой писателей и публицистов-«патриотов». И это, будем откровенны, справедливое соседство – от национал-патриотизма к худшим формам ультранационализма – один шаг через невидимую границу.

Источник 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *