- Борис Феликсович! Это первое интервью, которые Вы даете после длительного перерыва. Почему Вы пропали из публично поля, какие изменения произошли в Вашей жизни? Не отошли ли Вы от дел общины, которую бессменно возглавляли более двадцати лет?
- От дел общины я, конечно, не отошел. Но на сегодняшний день я действительно провожу в Израиле больше времени, чем в Украине, так как вся моя семья там. В связи с этим мы приняли решение избрать президентом общины Леонида Турчина.
- Почему выбор пал именно на него?
- Мы рассматривали несколько кандидатур, среди которых был даже один весьма состоятельный человек, который родился в Днепре, в настоящее время проживающий за пределами страны. Но посовещавшись, правление ДОЕО, все же, пришло к выводу, что общину должен возглавить человек, который живет здесь, рядом с нами, с чистым именем, хорошо понимающий все потребности, проблемы и желания людей. Человек с огромным опытом работы, причем, успешным опытом, организатор, занимавшийся и общественной деятельностью, и управлением. Все эти качества есть у Леонида Аркадьевича Турчина. Мы предложили ему стать Президентом ДОЕО, он согласился, я остался Председателем правления.
- Какие функции Вы сейчас видите как свои?
- Налаживание более тесных взаимоотношений членов Днепропетровской еврейской общины с евреями, проживающими вне Украины. Как с организациями, так и с частными лицами, которые знают об Украине и каким-то образом связанные с нашей страной – те, кто либо репатриировал отсюда, либо те, чьи родители родились и выросли в Днепре и т.д.
- Что Вас вдохновило поставить перед собой такую цель?
- Ну, почему только меня? К этой идее пришли все члены правления ДОЕО. Мы считаем, что наша слабость в том, что мы все еще довольно замкнуты в своём пространстве. При том, что сейчас, в век интернета, расстояние становится условным препятствием и для общения, и для дружбы, и даже для общественный жизни и бизнеса.
Так или иначе, Израиль для евреев любой диаспоры близок и дорог. Не только потому, что это родина предков, это страна, в которой у каждого из нас живут родные, друзья, знакомые. Например, я встретил там Игоря Нижника. Многие помнят его – он работал личным фотографом у бывшего губернатора Днепропетровска Николая Швеца, был и есть активным членом еврейской общины, преподавал в еврейском университете. Можно сказать, что он открыл для меня Афулу – северный город Израиля, где он занимается волонтерской деятельностью, сотрудничает с мэрией Афулы. Он, также, познакомил меня с сотрудниками мэрии. Такие же люди живут по всему Израилю, которые уехали отсюда, но связь с нами не прервали. И я отметил для себя, как сильно отличается повседневная жизнь израильтян от нашей. Меня очень удивило и произвело сильное впечатление то, как серьезно развита волонтерская деятельность в Израиле. Я пришел к мысли, что это направление надо развивать.
- Вы, очевидно, хотели бы привнести в нашу общину то хорошее, что увидели в Израиле?
- Не только в жизнь общины. Нельзя сказать, что ситуация Украины и Израиля полностью совпадает. Но, согласитесь, есть очень много похожих обстоятельств: война, спор за территории, большое волонтёрское движение, возникшее в Украине. Но, как оказалось, в Израиле, всё же, это организована по-другому.
Возьмем, к примеру, экономику. Что мы всё время слышим в Украине? – Первостепенная задача не экономическое процветание граждан, а война. Война это действительно очень серьёзно, но Израиль годами воюет, а пенсионеры получают достойное содержание, народ требует для себя какие-то экономические выгоды, когда это необходимо, профсоюзы добиваются повышение зарплаты и т.д. Я собственными глазами видел, как государство, ведущее военные действия, может заботиться не только о собственной и сохранности, но и о благополучии своих граждан, прежде всего.
Я говорил, что в Израиле очень мощно развито волонтёрское движение. Потому что люди любят свою страну, потому, что Израиль любит их, и они это чувствуют. Почему в Израиле люди живут по 90, 100 лет? Не только из-за прекрасного уровня медицины. (Среди волонтеров очень много пенсионеров). Человек, уходящей на пенсию, в каком-то смысле теряет себя. Если вы журналист, к примеру, и вы на заслуженном отдыхе, вы не зарабатываете денег, но стараетесь использовать свои таланты, свой опыт и знания дальше, как волонтер. Помогаете написать статью человеку который хочет чего-то добиться, но не умеет правильно грамотно эмоциональное излагать свои мысли. Если вы юрист – бесплатно консультируете, то есть, вы полезны и востребованы.
- Борис Феликсович, но для этого нужно, прежде всего, не нуждаться, не пребывать в нищете.
- Абсолютно согласен. Минимальный прожиточный уровень в Израиле достаточен для того, чтобы видеть проблему только в самореализации. И это распространяется на всех, выходцы из стран бывшего Советского Союза тоже настолько нашли себя! Я на днях встречсался с заместителем мера Хайфы – Лазарем Капланом. Мы согласовывали с ним запуск программы помощи репатриантам – выходцам из Украины. Во многих мериях Изратля есть руководитель волонтерских организаций – тоже пенсионер, работающий за символическое вознаграждение. Он не командует ими, а помогает и координирует. Тот же Игорь Нижник настолько увлечен своим волонтерством (как журналист, фотограф и видеооператор), что я могу позвонить ему в десять вечера, а он, «ты меня отвлек, мне до двенадцати надо видеоролик смонтировать».
- Если продолжить разговор о схожих обстоятельствах двух стран – Украины и Израиля, как Вы оцениваете решение межнациональных, межконфессиональных и языковых проблем в Израиле?
Начну с себя. Я, как и члены нашей общины, не разделяем людей по этим признакам. Моя семья проживает в Хайфе. На мой взгляд, Хайфа очень толерантный город. Все знают знаменитые Бахайские сады. Это место, где все люди одинаковые вне зависимости от религии и национальной принадлежности. Я не видел, чтобы там возникали какие-то противоречия между евреями и арабами, христианами и мусульманами, иудеями. Я встречался с представителем Черкесской общины, посещал их город. Так вот, члены этой общины служат в израильской армии, и в полиции. Такая же ситуация и с другими малыми народами. Высокую генеральскую должность занимает друз. У них есть свои обычаи, естественно, но они признают Израиль, как свое государство и готовы отстаивать его интересы, и спокойно воспринимают всех окружающих. Возможно, есть какие-то группы интересов, которые конфликтуют между собой. Но я не видел, чтобы это выносилось на уровень серьезного конфликта, государство это не поощряет.
Иногда меня эта толерантность даже шокирует. Мне кажется, нет такой страны, где арабам жилось бы так свободно, как в Израиле. Не понимаю, как это возможно? В Кнессет избирают арабскую партию, среди членов которой есть люди, отрицающие право Израиля на существование! Я, пожалуй, более жёсткий человек, на меня такая безмерная демократия давит. Но, с другой стороны, может быть так и надо?
Совершенно другие отношения между чиновниками и простыми людьми. Приведу пример. У меня была встреча с заместителем мэра. Входит какой-то дедушка, и когда слушаешь беседу этих двух людей, непонятно, кто из них мэр, а кто рядовой член общества. Вы понимаете? Никакого пиетета, страха перед представителями власти. И, как говорят здесь, если видишь в Израиле двух прохожих – одного в шортах и футболке, другого в костюме и с портфелем, то в шортах президент или директор, а в костюме и галстуке – шофер.
- Борис Феликсович, я хочу коснуться довольно деликатной темы. В нашей газете вышло интервью с человеком, с которым Вы познакомились в Израиле – главой русскоязычной реформистской общины “Шират а-Ган” в Рамат-Гане Григорием Котляром. Читатели спрашивают, Вы начали интересоваться прогрессивным иудаизмом? С учетом того, что еврейскую общину такой процветающей, как сегодня, сделали хасиды, не возникнет ли конфликт?
- Григорий Котляр, прежде всего, очень интересный человек. Что касается меня лично, я спокойно отношусь к различным течениям в иудаизме, к любой религиозной конфессии, национальности, расе т.д. Я человек светский. В Израиле я был и у ортодоксальных евреев в синагоге и у прогрессивных. Вообще, в Израиле синагог много. Давайте вспомним, что в иудаизме Храм один, а синагога может быть в каждом доме. Когда я захожу в дом к верующим людям, они молятся и предлагают мне присоединиться, я даже не интересуюсь, к какому течению они относятся, к прогрессивному или к ортодоксальныму. Главное, что это иудаизм, религия нашего народа.
Согласно нашей традиции, каждый еврейский дом – это маленькая синагога. На большие праздники, когда люди хотят собраться всей общиной города, конечно лучше пойти в центральную синагогу, а в Шаббат собралось в гостях 10-15 человек и все, что необходимо для соблюдения еврейской традиции уже есть. Я не сторонник огромных еврейских собраний, в этом смысле мне больше нравится, как организована еврейская жизнь в Израиле. В Европе и в Америке вообще сделано следующим образом: есть совет еврейских организаций, время от времени они садятся все вместе за стол – религиозные, общественные еврейские объединения, государство выделяет им какой-то бюджет и люди планируют на этой основе кому и на что. Всё тихо – спокойно.
Что касается газеты. Ни я, ни редакция издания ДОЕО не собираемся вступать в какую-то политику взаимоотношений различных течений иудаизма. Но если в газету поступил вопрос от читателя, мы имеем полное право предоставить слово стороннику любого течения. Более того, мы дадим возможность высказаться любой интересной личности. Наша позиция такая: мы не отрицаем, что мы евреи, мы понимаем, что в иудаизме, как и в любой другой конфессии, есть разные течения. Нас объединяет национальность и Тора. А Тора – это не наша собственность и мы не будем решать, кто её правильно читает, кто неправильно. Мы не будем в это лезть. Но если кто-то хочет высказаться – на страницах нашей газеты есть место для любого интересного еврея и для любого мнения, которое может быть интересно нам, евреям. Если человеку есть что сказать людям, газета «Шалом, хаверим!» должна предоставить ему свою площадку.
- Борис Феликсович, Выши замыслы пока что на уровне идеи или есть уже конкретные планы на ближайшее будущее?
- В моих ближайших планах привезти сюда небольшую группу израильтян. Я надеюсь, что наш город тоже произведет на них большое впечатление.
Хотелось бы, чтобы в постоянном обмене делегациями присутствовали деятели культуры и традиций, национальных обществ, науки, туризма и обязательно бизнеса. Ничто не ведет к завязыванию настолько прочных связей, как совместная бизнес- деятельность на благо обеих сторон. Поэтому первый визит в Днепр, который запланирован на ближайшее время – это группа бизнесменов из Израиля, и ответная поездка наших в Израиль. Пусть люди знакомятся, общаются, дружат, совместно работают, открывают для себя новые города и возможности. Нам, евреям диаспоры кажется, что мы всё знаем об Израиле, потому что часто туда ездим. А Израиль можно для себя открывать и открывать.