Евреи Сибири

evrei-sibiriВ этот день, 2 апреля 1817 г. Государственный Совет Российской Империи постановил: «Евреи могут покупать или выменивать привозимых из-за границы женщин калмыцкого рода нехристианской веры и, обращая их в еврейский закон, сочетаться с ними браком».  Это решение было вызвано невозможностью для ссыльного холостяка или вдовца найти в Сибири еврейскую жену.

Казалось бы, странно: теплолюбивый, восточный народ, и вдруг – морозный край, Сибирь… Но как только ни складывались скитальческие еврейские судьбы, куда только ни забрасывала их судьба! Многие источники указывают на то, что евреи (вольно или невольно) познакомились с Сибирским краем достаточно давно.

Первые евреи попали в Сибирь еще в 17 веке, в период войны России с Польшей. Они были угнаны в плен вместе с поляками, немцами и литовцами. В 18 веке царское правительство ссылало на сибирские рудники заключенных, приговоренных к вечной каторге, в числе которых были и евреи. Их потомки оставались жить в этих местах, занимаясь, в основном, торговлей, ремеслами и земледелием.

В начале 19 века еврейские общины существовали в Томске, Омске, Тобольске, Нижнеудинске и других сибирских городах. Часть ссыльных евреев добровольно приняла православие, создав русско-еврейские семьи. Тем, кто оставался иудеем, запрещалось жениться на русских женщинах. Чтобы как-то решить эту проблему, сибирские власти разрешили ссыльным холостякам сочетаться браком с женщинами калмыцкого рода, которых они приводили из-за черты оседлости (Сибирь, как известно, не попала в эту черту). Жены-калмычки, естественно, принимали гиюр и строго соблюдали законы иудаизма.

Евреи попадали в Сибирь не только в качестве пленников или ссыльных. Среди пришлых были и вольные переселенцы.

При Николае I в Сибирь стали посылать еврейских солдат и кантонистов, которые женились на девушках из черты оседлости, образовывая в городах еврейские общины и солдатские синагоги. В 1835 году власти даже выделили земли в нескольких сибирских губерниях для расселения на пустующих окраинах евреев-земледельцев. Около полутора тысяч переселенцев осели на отведенных землях, построив поселки и занимаясь хлебопашеством, а их потомки расселились затем по всей Сибири. Круг их хозяйственной деятельности был широк: они валили лес, вылавливали и засаливали рыбу на продажу, занимались кузнечным и жестяным ремеслами, открывали лавки по городам и селам. Отличаясь энергичностью и предприимчивостью, они принимали участие в делах схода, выбирались в сотники, сельские писари и старосты.

Но вскоре царские власти постановили навсегда прекратить поселение евреев в Сибири. Лишь при Александре II некоторые категории евреев получили право на это, принеся огромную пользу хозяйству Сибири. Их бурная торговая деятельность даже отдаленные и малонаселенные районы края превращала в торговые или промышленные центры.

Коренные сибиряки, жившие бок о бок с евреями и видевшие их трудолюбие и разносторонность в делах, относились к ним хорошо, никаких антисемитских настроений не наблюдалось. Но, к сожалению, центральные российские власти руками назначаемых в Сибири генерал-губернаторов развернули деятельность по притеснению евреев и насаждению юдофобии.

Многие местечковые евреи рвались в Сибирь за куском хлеба, убегая от скученности и голода в черте оседлости, от жестоких погромов. Но, поощряя переселение в Сибирь сотен тысяч крестьян из западных губерний, правительство в самой категоричной форме лишало этого права евреев. Попасть туда они могли уже лишь в качестве ссыльных и каторжан, все остальные пути для них были закрыты.

Но на этом власти не остановились, был ужесточен закон в отношении уже живущих в Сибири евреев: им позволялось жить лишь в тех городах, к которым они некогда были приписаны. Начиналось принудительное переселение в места приписки, избежать которого можно было лишь ценой крупной взятки. Разумеется, это стало хорошей статьей дохода для местных чиновников, которые, пользуясь запутанным законодательством, без зазрения совести обирали сибирских евреев. В результате многие семьи были полностью разорены.

Однако надо отдать должное и местным жителям, и даже некоторым представителям местной власти, которые, как могли, сопротивлялись выселению евреев. Эти дальновидно мыслящие люди понимали, что политика выселения и притеснения энергичных и предприимчивых торговцев и хозяйственников способна лишь подорвать экономику края. Но антисемитская политика царского правительства лишь усиливалась, евреев перестали пускать даже на сибирские ярмарки. В 1911 году Николай II издал резолюцию: «Нужно сделать все, чтобы не дать евреям заполонить Сибирь».

По переписи 1897 года, в Сибири и на Дальнем Востоке оказалось 33 тысячи евреев, т.е. 0,6% всего населения. Разбросанные по огромной территории, оторванные от европейских единоверцев, они под влиянием коренного населения образовали особый тип сибирских евреев. Очевидцы и исследователи жизни евреев в Сибири отмечают их радушие и гостеприимство, стремление охотно жертвовать на богоугодные заведения и постройку молитвенных домов, умение украшать свои кладбища дорогими и красивыми памятниками.

Естественно, что они усвоили и часть местных нравов и обычаев: многие пили водку и играли в карты, еврейские девушки в деревнях водили хороводы и пели русские песни.

По словам одного из исследователей: «Сибиряк-еврей обладает весьма ценной чертой – чувством человеческого достоинства и отсутствием высокомерия. Характер у него мягкий и прямой. Он никогда не скрывает своей принадлежности к еврейской нации, никогда не будет унижаться перед чиновниками и не допустит обиды со стороны последнего».

автор: Борис Стрельцов, источник

P/S Среди прочих царских указов, касающихся сибирских евреев, вызывают интерес следующие:

1827 год – запрет мужьям-евреям следовать за женами, приговоренными к наказанию в Сибирь.

1834 – Постановление Министерства Финансов о необходимости специального разрешения от него на приписку бывших ссыльных евреев к купечеству.

1836  – Запрет брать с собой в Сибирь малолетних детей, который в 1846г. был заменен разрешением брать сыновей до 5 лет, а дочерей – до 10. Мальчики по достижении 10 лет должны были забираться в кантонисты.

20 ноября 1836 г. Николай I подписал Указ о порядке переселения евреев в Тобольскую губернию и Омскую область.  Евреям, готовым отправиться в Сибирь и заняться земледелием, правительство обещало землю, инвентарь и другие льготы. Желающих немедленно выехать в Сибирь было очень много.

Однако, уже 5 января 1837 г. Николай I приказал «поселение евреев в Сибири приостановить», а тех, кто уже выехал к новому месту жительства, но еще не добрался до него, направить в еврейские сельскохозяйственные колонии Херсонской губернии.

Закон от 15 мая 1837 г. предписывал «поселение евреев в Сибири решительно и навсегда прекратить» и действовал без изменений до Февральской революции 1917 г. Разрешалось направлять в Якутскую область и в Забайкалье осужденных евреев в возрасте 40 лет и старше. Несовершеннолетние сыновья евреев-ссыльных и вольных поселенцев, отбывших сроки наказания, подлежали отправке в губернии черты оседлости или сдаче в кантонисты.  На основании этого постановления Николая I  даже в 20-м веке продолжали чинить неприятности уже внукам и правнукам тех, кто попал в Сибирь после указанных сроков, даже и на законных основаниях.

«Устав о ссыльных»: жены евреев могли следовать в Сибирь за ссылаемыми мужьями, если они того сами пожелают. Разрешалось брать в Сибирь мальчиков до 5 лет и девочек до 10 лет, незамужних же дочерей старше этого возраста, «если они сами изъявят согласие на это». При ссылке в Сибирь за преступления евреек, мужьям было запрещено за ними следовать.

1860 год – запрет на поселение (“водворение”) евреев ссыльных и членов их семей в 100-верстной пограничной полосе с Китаем евреев, осужденных к ссылке в Сибирь.

По ст. 735 статьи ХIV Устава о ссыльных 1863 г. переход ссыльнопоселенцев в городское звание мещанина или купца воспрещался, всех автоматически причисляли к крестьянскому сословию.

В 1866 г. следует разъяснение Министерства финансов, что “в купечество могут записываться только те из ссыльных Евреев, которые поселились в Сибири до 15 мая 1837 года и перешли в городское состояние до 1840г.”

1886 год – новая редакция Указа о ссыльных. В ней вместо «запрещается поселять» («водворять») было написано «запрещено водворяться». Т.о. под запрет попали и бывшие ссыльные, и их взрослые потомки.

В Устав о паспортах 1890 г., была включена статья, гласившая: «Евреям приезд и водворение в Сибири воспрещается». В 1898 г. Сенат разъяснил, что это запрещение касается и тех групп евреев, которым предоставлено право повсеместного жительства.

«Устав о паспортах» 1903 г.: «евреям приезд и водворение в Сибирь воспрещается, с ограничениями, указанными в Уставе о ссыльных». В приложении п. 11 указывалось, что в законе о запрещении водворения в Сибирь не сделаны исключения и для евреев, имеющих право на повсеместное жительство в Европейской России.

В 1907 году Правительствующий Сенат подтвердил, что «всем евреям без изъятия приезд и водворение в Сибири воспрещается».  А затем последовало разъяснение, запретившее въезд в Сибирь евреям, имеющим высшее образование.

22 мая 1907 года последовало Циркулярное распоряжение Министра внутренних дел о том, что в Сибири «могут быть оставлены…только те евреи, которые поселились в ней до 1 августа 1906 года, имеют семью и домообзаводство и не вызывают неудовольствия со стороны населения, среди которого проживают».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *