Первая крымская депортация (забытые факты крымской истории)

Сегодня Крым у всех на слуху. В риторике официальной России «право на Крым» обосновывается evrei v krimuт.н. «исторической справедливостью». Но история народонаселения полуострова не может быть сужена до противостояния России и Украины.

Никто не сомневается в праве крымских татар на эту же территорию – трагическая сталинская депортация крымско-татарского народа широко известна. Помимо крымских татар, украинцев и русских Крым населяли и другие народы: греки, немцы, евреи.

Именно о еврейской теме в истории Крыма и пойдет речь.

Историческая справка

В Крыму евреи поселились давно, в первые века нашей эры там уже было довольно много прозелитов, принявших иудаизм, а местные власти исповедовали синкретическую религию — смесь иудаизма и язычества. Позднее, Крым стал частью Хазарии, государственной религией которой был иудаизм. Но и после разгрома Хазарии, евреев в Крыму было много, было и небольшое еврейское (караимское) княжество.

В начале ХХ века Крым вновь чуть не стал «еврейским». Фильм «Красный Сион» посвящен именно этой совершенно забытой и тщательно замалчивавшейся странице в истории СССР: проекте создания еврейской сельскохозяйственной автономии в Северном Крыму в 1920-е годы. Истории надежды и очередного гонения.

Предыстория

Еще в первую мировую войну по решению Российского Императорского Генерального штаба более 500000 евреев было насильно депортировано из прифронтовой полосы во внутренние губернии России, где их приемом и расселением никто не занимался. Это была первая массовая депортация в ХХ веке. Свыше 700000 евреев пострадало от погромов в годы революции и гражданской войны. Было разгромлено 911 местечек. Свыше 300 тысяч еврейских детей остались сиротами. Более 1, 5 миллионов российских евреев стали бездомными маргиналами. Возможно, поэтому многие из этих людей связали свое будущее с большевизмом.

Последний удар по традиционному еврейскому образу жизни, нанесли военный коммунизм и государственная монополия на торговлю. Жителей еврейских местечек лишились источников существования и они оказались на грани вымирания. Превращение насильно деклассированной еврейской массы в крестьян-земледельцев казалось естественным выходом из этой отчаянной ситуации и для самих евреев и для большевисткой власти.

Евреи, Крым, большевики

На короткое время совпали устремления еврейских масс, национальные утопии еврейских общественных деятелей и конъюнктурные расчеты большевистских лидеров. Ленин и его сподвижники хотели противопоставить демонстративно «прогрессивную» политику – антисемитизму царской власти, интернационализм – сионизму. Кроме того, им были очень нужны деньги еврейских благотворительных организаций, современная техника, квалифицированные специалисты.

Российские евреи, пытались выехать в Палестину, но не могли этого сделать. Они стали селиться на пустынных землях Северного Крыма и создавать сельскохозяйственные коммуны. Спонтанно начавшееся создание коммун было поддержано большевиками. Это был первый грандиозный проект Советской Власти в области национальной политики. Он пользовался большой популярностью – число желающих переселиться в Крым многократно превосходило возможности переселенческих организаций. К началу 30-х годов на юг Украины и в Крым переселилось свыше 160 тысяч евреев, а к 1934 году туда планировалось переселить свыше полумиллиона человек.

Интересные факты:

У истоков коммуны стояли и Шкловский, Маяковским и Соломон Михоэлс, которого прочили в председатели Верховного Совета новой социалистической республики в Крыму. Великий поэт В.В. Маяковский был членом правления московского отделения ОЗЕТ (Общество землеустройства евреев-трудящихся — общественная организация, существовавшая в СССР с 1925 по 1938 год, и ставившая первоначально целью обустройство советских евреев посредством «аграризации»). В него также входила и Лиля Брик.

В 1926-м году, в самый разгар деятельности Общества землеустройства евреев-трудящихся (ОЗЕТ) в степной части Крыма, Маяковский написал стихотворение «Еврей (Товарищам из ОЗЕТа)», в котором пытался разоблачить три антиеврейских предрассудка, гулявших по дореволюционной и послереволюционной России: 1) все евреи – богачи, 2) евреям отдают лакомый кусок земли в Крыму, 3) евреи не умеют и не хотят работать на земле:

                «Еврей – караты.

         Еврей – валюта.

Люто богаты

        и жадны люто.

А тут им

        дают Крым!

А Крым известен:

            не карта, а козырь;

                         на лучшем месте

                                      дворцы и розы.

Так врут рабочим

        врагов голоса,

                  но ты, рабочий, но ты

                          – ты должен честно взглянуть в глаза

                                                еврейской нищеты».              

В том же году Владимир Маяковский вместе с известным тогда советским режиссером Абрамом Ромом и Лилей Брик сняли фильм «Еврей на земле» (1926). Он писал сценарий и текстовые объяснения для немого еще кино. Некоторые из них: «День и работа колонии. Первая трактористка — Розенблюм», «Колония «Заря». Первый ребенок, рожденный в колонии. Ее зовут «Забудь беду», «вол не понимает еврея — евреи не понимают вола. Это было раньше. А теперь: еврей понял быка и бык понял еврея». Но в СССР ленту «Еврей на земле» не крутили, только за рубежом. Скорее всего, это был своего рода отчет за потраченные средства международных еврейских организаций.

Начало еврейского переселения

В конце 1927 года было решено свернуть Крымский проект и перенести еврейскую колонизацию на Дальний Восток в междуречье рек Биры и Биджана. Дальневосточный проект оказался мертворожденным – Биробиджан так и остался историческим анекдотом – существующей и поныне еврейской автономией без евреев.

Крымский проект был поспешно ликвидирован к концу 30-х годов. О сотнях бесследно исчезнувших еврейских поселений в Крыму не вспоминали многие десятилетия, хотя геополитические последствия «Крымского проекта» во многом определяли отношение коммунистической власти к «еврейскому вопросу» до самого распада СССР.

В этом проекте участвовали десятки тысяч людей. Об их радостях, драмах и подлинных трагедиях вы узнаете из фильма. Его основой стали уникальные кадры кинохроники 20-40-х годов, фотографии и документы, совсем недавно переставшие быть государственной тайной.

Фильм начинается вполне элегически: с пустынной панорамы каменистого Крымского побережья, с античных и средневековых руин и стихов Макса Волошина. Заканчивается он поваленными надгробиями заброшенного еврейского кладбища…

P/S: Сразу после революции большевики стали заигрывать с евреями. Им дали возможность заниматься земледелием, организовывать колхозы и даже создать свое государство в рамках Советского Союза. Для тех, кто не знает, в Крыму практически не было плодородных земель, одни лишь бескрайние степи. По всему миру была проведена беспрецедентная рекламная акция по привлечению евреев в Советскую Россию. 

И коммуны в Северном Крыму были успешно созданы! Поднималась целина, разводился скот – все это делалось руками всеми нелюбимых евреев. Но с приходом Сталина к власти для евреев все изменилось… Конец всей этой затеи, конечно же, оказался трагическим, как и все то, что делали при авторитарном правителе.

PP/S : Еще одна попытка

ЗАПИСКА О КРЫМЕ

Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. Молотову В. М.

Дорогой Вячеслав Михайлович!

В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза.

До войны в СССР было до 5 миллионов евреев, в том числе приблизительно полтора млн. евреев из западных областей Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины, а также из Польши. Во временно захваченных фашистами советских районах, надо полагать, истреблено не менее 1 1/2 млн евреев.

За исключением сотен тысяч бойцов, самоотверженно сражающихся в рядах Красной Армии, все остальное еврейское население СССР распылено по среднеазиатским республикам, Сибири, на берегах Волги и в некоторых центральных областях РСФСР.

В первую очередь, естественно, ставится и для эвакуированных еврейских масс, равно как и для всех эвакуированных, вопрос о возвращении в родные места. Однако в свете той трагедии, которую еврейский народ переживает в настоящее время, это не разрешает во всем объеме проблемы устройства еврейского населения СССР

Во-первых, в силу необычайных фашистских зверств, в особенности в отношении еврейского населения, поголовного его истребления во временно оккупированных советских районах, родные места для многих эвакуированных евреев потеряли свое материальное и психологическое значение. Речь идет не о разрушенных очагах — это касается всех возвращающихся на родные места. Для огромной части еврейского населения, члены семей которого не успели эвакуироваться, речь идет о том, что родные места превращены фашистами в массовое кладбище этих семей, родных и близких, которое оживить невозможно. Для евреев же из Польши и Румынии, ставших советскими гражданами, вопрос о возвращении вообще не стоит. Оставшиеся там родственники их истреблены, и стерты с лица земли все следы еврейской культуры <…>

<…> весь еврейский народ переживает величайшую трагедию в своей истории, потеряв от фашистских зверств в Европе около 4 миллионов человек, то есть 1/4 своего состава. Советский Союз же единственная страна, которая сохранила жизнь почти половине еврейского населения Европы. С другой стороны, факты антисемитизма, в сочетании с фашистскими зверствами, способствуют росту националистических и шовинистических настроений среди некоторых слоев еврейского населения.

С целью нормализации экономического роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо Советской Родины, с целью полного уравнения положения еврейских масс среди братских народов, мы считаем своевременной и целесообразной, в порядке решения послевоенных проблем, постановку вопроса о созданий еврейской советской социалистической республики. <…>

Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие имеющегося успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов.

Создание еврейской советской республики раз навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в вашей Великой социалистической стране. <…>

В строительстве еврейской советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились.

Исходя из вышеизложенного предлагаем:

1. Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма.

2. Заблаговременно, до освобождения Крыма, назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.

Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание нашему предложению, от осуществления которого зависит судьба целого народа.

С. М. МИХОЭЛС, ШАХНО ЭПШТЭН, ИЦИК ФЕФЕР

Москва, 21 февраля 1944 года

   Подробнее

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *