Храм (часть III)

После разрушения. (начало: часть I, часть II)

Начало изгнания еврейского народа римлянами мы часто (и небезосновательно) отождествляем с разрушением Храма. Но исторически это неверно. Формально изгнание началось через несколько десятков лет после разрушения Храма после восстания Бар-Кохбы. И только без малого два столетия спустя окончательно стало реальностью.

Внешне после разрушения Храма многое оставалось по-старому. Евреи продолжали жить в Эрец-Исраэль, на своей земле. Страна довольно быстро оправилась экономически: римляне стремились развивать свои провинции и строили здесь дороги, мосты, города, а в них – свои храмы, цирки, театры и виллы.

Римляне не разрушали страны, и жизнь евреев, казалось бы, могла относительно быстро восстановиться. Но евреи не желали принимать эту новую жизнь.

Обстановка накалялась изо дня в день, из года в год, и в итоге взорвалась в мощное восстание против римлян. Восстание Бар-Кохбы, спустя примерно 60-70 лет после разрушения Храма, было настолько крупным, что, как считают некоторые историки, Бар-Кохба дошел до Иерусалима и даже сумел ненадолго освободить город.

Народ в принципе не смирился с тем, что ему дали некую экономическую и культурную автономию, но при этом разрушили Храм, и всю связанную с ним систему не только религиозной, но и культурной, и экономической, и политической жизни.

Все состояние еврейского народа было покороблено, изменено. Еврейские мудрецы, размышляя о том, как в этих условиях продолжать соблюдать заповеди Торы, начали писать новые книги, записывая устную Тору.

В воздухе носился запах изгнания, запах разрушения страны.

Диаспора.

В то время в разных странах мира еврейское население насчитывало около миллиона человек, в том числе – в Римской Империи, бывшей Греции, Египте, Вавилоне и Месопотамии. Для евреев диаспоры Храм служил единственной связью не только с Эрец-Исраэль, но и с братьями, живущими в других странах мира. Евреи из Египта и евреи из Рима могли встретиться друг с другом только в Храме, не говоря уже о том, что это была встреча с самой страной Израиля. С разрушением Храма эти встречи прекратилась. Вся система связей с диаспорой оказалась разрушенной.

Массовое еврейское восстание начало подниматься именно в диаспоре.

Со временем, римляне начали религиозные репрессии, запретив, например, обрезание. Поднялось восстание и внутри Израиля. Цель восстания – восстановить Храм.

Это уникальный пример национально-освободительного движения! Как правило, подобное движение  преследует цель освобождения от чужого ига. Но в данном случае евреи могли совершенно спокойно оставаться под римской властью, восстание было направлено не против  власти, а против разрушения Храма, означавшем запрет еврейскому народу оставаться еврейским народом.

Они потерпели поражение, но заявили раз и навсегда, что незачем жить в Эрец-Исраэль, если нельзя служить в Храме, полноценно соблюдать еврейские законы, жить настоящей еврейской жизнью. Зачем выращивать плоды, если невозможно отдавать десятину в Храм? Зачем рожать детей, если невозможно после рождения ребенка принести жертвы?

Растерянность, экономический упадок, духовный упадок, поиск дороги, поиск нового пути. И огромная часть народа в результате этого поиска пришла к выводу, что нужно отвоевать Храм, Иерусалим и вернуть еврейский образ жизни, каким он был до разрушения Храма.

Часть евреев поднимают восстание, а еще часть – уходит от иудаизма. Именно период этого кризиса – источник создания и усиления христианства, которое тогда и начало набирать силу и заявило о себе как о новой мировой религии.

Разговоры о том, что экономическое состояние Израиля, несмотря на разрушение Храма, позволяло рядовому еврею из Тверии или Беэр-Шевы вернуться к привычной жизни – просто бессмысленны. Все евреи находились в этом кризисе, потому что цель их жизни и весь образ жизни были изменены, поломаны.

Они лишились возможности «просто продолжать» обычную жизнь – без Храма ее просто не стало.

Изгнание.

Итак, уникальное национально-освободительное движение привело к мощнейшему восстанию. Римлянам, с их самой сильной армии в мире, потребовалось долгое время, чтобы остановить, подавить это восстание.

После нелегкой победы Рим пришел к выводу, что евреев нельзя оставлять в Эрец-Исраэль. От рук римлян погибли сотни тысяч евреев, около тысячи еврейских городов и деревень были уничтожены, а экономика страны окончательно подорвана.

За несколько лет Эрец-Исраэль превратился в пустыню, в которой нет места экономике, культуре, Храму. Это самый печальный итог, к которому могло привести разрушение Храма. Через несколько десятилетий после разрушения Храма последовало разрушение всей еврейской жизни в Эрец-Исраэль и евреи оставили свою страну.

Евреи покинули свое государство не по доброй воле, а по указу римских императоров. Их насильно выселили из Эрец-Исраэль 2000 лет назад.

Все 2000 лет галута евреи стремились к возвращению в Израиль, в Иерусалим, к восстановлению Храма и возвращению в Храм. Намного меньше думали они о том, как будут создавать самостоятельные армию и экономику. То, что их волновало, – это полноценное исполнение Торы, полноценная служба Всевышнему.

Совершенно бесспорно, что самостоятельная экономика, самостоятельная армия, самостоятельное государство являются необходимой ступенькой по дороге к возвращению Храма, о котором мечтали евреи. Но все это лишь средство к настоящей цели. Настоящая цель – это полноценная служба Всевышнему.

Если попробовать в одной фразе обобщить, что же такое Иерусалимский Храм, то ответ будет таким: «Иерусалимский Храм – это полноценная еврейская жизнь в Эрец-Исраэль, полноценная служба Всевышнему».

Рассказ о Храме составлен по аналитической статье Шломо Неемана для интернет-издания еврейского культурно-религиозный центра МАХАНАИМ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *