Иудаизм и его течения

simchat_torahВ редакцию газеты «Шалом, хаверим!» поступил очень интересный вопрос. Одна из наших постоянных читательниц из Германии посмотрела телевизионную программу и увидела, что службу ведёт женщина – раввин. «Как такое возможно?» –  спрашивает она.

Мы хотим подчеркнуть, что наше издание светское и если кого-то из вас серьезно интересует вопрос об иудаизме, то его следует задать раввину.  Но поскольку эта тема поднимается не впервые, мы решили открыть рубрику «Течения иудаизма».

Итак, первая часть. Сколько же существует течений иудаизма в современном мире, о которых можно узнать из открытых источников?

Течения и секты иудаизма подробно описаны в Электронной еврейской энциклопедии. Речь идет о различных направлениях еврейской религии, начиная с разделения на саддукеев и фарисеев в период Второго храма и завершая современными направлениями — ортодоксальным иудаизмом (хасидского и литовского толка), консервативным и реформистским иудаизмом. Там же размещены статьи о мессианских движениях и их руководителях («Саббатай Цви», «Я‘аков Франк»), материалы о таких религиозно-этнических группах, как самаритяне, караимы, иудействующие и др.

Авторами энциклопедии выделено десять разновидностей еврейской религии в исторической перспективе:

  • Самаритяне
  • Период Второго храма
  • Мессианские движения
  • Караимы и средневековые секты
  • Саббатианство. Франкизм
  • Хасидизм
  • Митнагдим и мусар
  • Реформистские современные течения в иудаизме
  • Иудействующие
  • Криптоиудеи.

В чем отличие прогрессивного иудаизма от ортодоксального?

Это очень большой вопрос, который раскрыть в рамках одной статьи, пожалуй , невозможно. Но упрощенно можно сказать так. Ортодоксальный иудаизм – это строгий, требующий исполнения правил и заповедей так же, как это делали наши предки и сто, и тысячу лет назад, а реформистский – тот, что заявляет о необходимости внесения некоторых изменений с учетом современности, поскольку мир очень изменился.

В нашем городе заслуга возрождения еврейской жизни и процветания еврейской общины безусловно принадлежит духовному лидеру евреев Днепра реб Шмуэлю Каминецкому – представителю течения Хабад, неразрывно связанному с именеи духовного лидера этого направления хасидизма, Любавического ребе  Менахем-Мендле Шнеерсона.

image018Как пишет писатель, этнограф из Израиля Александр Рыбалка в статье «Спецназ Машиаха» , «…хасидские общины существовали преимущественно в Западной Украине и Польше. Чуть меньше их было в Румынии и Венгрии. Самым северным течением можно назвать Любавич, получивший название от небольшого белорусского местечка, где располагался двор и проживал адмор – духовный лидер и законоучитель хасидов.

Любавических хасидов было не так уж много, однако с приходом последнего, 7-го ребе все поменялось. Менахем-Мендл Шнеерсон отличался от остальных хасидских раввинов. Помимо религиозного он имел блестящее светское образование – учился в нескольких немецких университетах, потом окончил Сорбонну. Помимо традиционных иврита, идиша и арамейского Менахем-Мендл свободно владел английским, немецким, французским, русским и польским языками. В своих проповедях Ребе часто использовал примеры последних достижений науки.

Постепенно к любавическому хасидизму потянулись образованные американские евреи. Менахем-Мендл Шнеерсон умел находить общий язык с каждым. Одним из нововведений Любавического Ребе стала организация «домов Хабада» (любавические хасиды часто называют себя «Хабад» – аббревиатура слов «хохма, бина, даат» – «мудрость, понимание, знание»). Если раньше центром деятельности хасидов в какой-либо местности становилась синагога, то «домом Хабада» могла стать обыкновенная квартира или арендованный магазин.

Посланники Ребе по всему миру уговаривали евреев вернуться к соблюдению заповедей иудаизма. Как следствие – число любавических хасидов возросло в сотни раз за счет обратившихся к традиции ранее нерелигиозных евреев. Хабадники известны своей активной миссионерской деятельностью среди светских евреев.

Одной из главных тем проповедей Любавического Ребе был скорый, неизбежный приход Мессии (на иврите «Машиах»).

Примерно 10% считают, что Любавический Ребе на самом деле не умер, а только скрылся в иное, духовное измерение и может появиться в нашем грешном мире в любую минуту. Каждую молитву, произнесенную ими в синагоге, они завершают восклицанием: «Да здравствует наш господин┘» – ну и так далее. Эту группу принято называть «машихистами». Они издают информационные листки, в которых говорится о Любавическом Ребе как о живом человеке, при произнесении его имени непременно добавляют: «да будет он здоров».

Следует отметить, что в Днепропетровской области мирно сосуществуют разные направления иудаизма. К примру, в Новомосковске и Павлограде работают представители Реформистского течения или Прогрессивного иудаизма. Представительницу именно этого течения – женщину-раввина, видела наша читательница в телепрограмме.

indexПодробно о течении Прогрессивного иудаизма пишет издание Киевского Центра Прогрессивного Иудаизма «Атиква». Мы же приведем некоторые отрывки из этого очерка.

«Чертой, отличающей прогрессивный иудаизм от других течений еврейской религии, является то, что основной акцент делается на заповедях, касающихся отношений между людьми, этике и социальной справедливости, необходимости здесь, на Земле, участвовать в совершенствовании мира.

Прогрессивный иудаизм выступает против любого принудительного соблюдения религиозных заповедей. Личность имеет право, даже обязана сама формировать свою духовную жизнь. Поэтому в движении не существует единства мнений в вопросах ритуала. Так, например, некоторые его сторонники соблюдают предписания кашрута полностью, иные – лишь частично. Одни соблюдают субботу строго в соответствии с Галахой, а другие ищут собственный подход к пониманию святости Субботы. Это в личной жизни.

Что касается жизни в общине и в обществе, то тут члены движения стараются проявлять максимальную взаимную терпимость, чтобы не нарушать чужой семейный покой и нормальное функционирование общины. На общинных трапезах, например, еда подается только кошерная, так чтобы это устраивало всех. Как не существует обязательного единства мнений среди членов движения и его общин, так не существует и единой доктрины для реформистов, живущих в Израиле и в диаспоре. Это касается, в том числе, вопросов перехода в иудаизм – гиюра и бракосочетаний. Но и в решении этих вопросов определяющими факторами являются уважение к ближнему и взаимная терпимость».

Пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте мнения. Давайте вместе обсудим еврейский вопрос. Кому ж его обсуждать, если не евреям? Ждем ваших писем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *