Кровавый навет на евреев

В еврейской газете за 1884 год появилось характерное сообщение: «Тифлис, 22 марта. Вчера 881808eebfe6614f77a08940446a9d75какая-то грузинка, проходя по улице, услышала нечто похожее на крик ребенка из запертой лавки мясника-еврея. Недолго думая, она подняла на ноги всю полицию, уверяя, что собственными глазами видела, как мясник – ввиду приближения еврейской Пасхи – уже зарезал двух христианских мальчиков, а теперь режет третьего. Собралась толпа в тысячу человек. Обыскали и обшарили все закоулки, но ничего не нашли. Тогда женщина сказала, что мальчик, будто бы, брошен в соседний колодец. Осмотрели колодец, раскопали пол в мясной лавке, но опять ничего не обнаружили. Наконец, догадались обратиться к мяснику за разъяснениями. Оказалось, что он привез в лавку двух баранов, из которых одного зарезал, а второго оставил на следующий день. Оставшийся в живых баран заблеял, чем и вызвал переполох. Народу строго внушили, что если впредь кто-либо явится с таким нелепым доносом, то доносчика будут судить военным судом. К лавке еврея приставлен караул”.

Это – одна из страниц многовекового кровавого навета. В чем причина того, что разные народы так охотно верили в кровожадность евреев, пересказывая это чудовищную ложь?

Как показывает  история, причина до банальности проста. Если говорить о Грузии XIX века, с которой мы начали эту заметку, то Феликс Кандель – автор книги «Очерки времен и событий из истории российских евреев», указывает на конкуренцию, которую нес с собой  еврейский народ, кочуя по странам в поисках пристанища:

«В шестидесятых годах девятнадцатого века, после отмены крепостного права, грузинские евреи стали переселяться из сел в города и основывать там свои общины. Они занимались торговлей и ремеслами, строили синагоги и хоронили умерших на своих кладбищах. Были среди них богатые купцы и владельцы крупных ремесленных мастерских, но большая часть торговала вразнос всякой мелочь и жила очень скученно на тесных улочках. Оборванные, полуголодные люди почти безо всяких средств к существованию.

Более тесные контакты с местным населением и конкуренция в торговле привели к росту антисемитизма, и во второй половине девятнадцатого века в разных местах Грузии возникли обвинения в ритуальных убийствах.

Самым известным из них стал кровавый навет 1878 года, когда девять грузинских евреев были обвинены в убийстве христианской девочки, Суд в Кутаиси оправдал подсудимых, но многие, тем не менее, продолжали верить, что евреи употребляют христианскую кровь для каких-то таинственных целей».

Иллюстрация издания 1560 года Boaistuau’s Histoires Prodigieuses. Иудей вызывает дьявола из человеческой крови

Из истории навета

Кровавый навет — это необоснованное обвинение какой-либо группы людей в том, что она совершает человеческие жертвоприношения и использует их плоть и кровь в ритуальных целях.

Он распространялся со времен римских язычников, которые обвиняли христиан в людоедстве: причиной были слухи об обряде причащения, подразумевающего символическое поедание тела и крови Христовой. Через несколько столетий обвинителями выступили уже христиане. Впервые в истории европейского Средневековья кровавый навет встречается в Норвичском деле 1144 году. Местных евреев обвинили в том, что накануне Пасхи они купили христианского отрока Уильяма и, подвергнув его мучениям, идентичным пыткам, примененным к Иисусу Христу, распяли в Страстную пятницу на кресте.

Кровавый навет на евреев базировался на убеждении в их причастности к страданиям и распятию Иисуса Христа.

Активно навет начал распространяться с XII века: вначале как обвинения в ритуальных убийствах, а с XIII века — также и в использовании крови жертв с обрядовыми или магическими целями. Разновидностями кровавого навета стали обвинение в осквернении гостии и легенда о евреях-отравителях. С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, вплоть до наших дней.

Историческим пиком кровавого навета на евреев в Европе стали XV—XVI века, после чего интенсивность подобных домыслов и обвинений стала снижаться. Этому способствовала, в частности, Реформация, которая переключила общественное внимание на ведьм и на религиозные войны между христианами.

Во многом по этой причине кровавый навет практиковался только в Восточной Европе, в Речи Посполитой, где тогда проживала уже большая часть еврейского населения, а католическая церковь по-прежнему сохраняла сильные позиции. Здесь он был распространен вплоть до середины XX века.

Эти обвинения неоднократно опровергались

Начиная с германского императора Фридриха II Гогенштауфена и папы Иннокентия IV, издавшего в 1247 году специальную буллу.

Из указа Фридриха II Гогенштауфена, изданного в 1235 г.:

«Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением в Библии… в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом, совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью. С очень большой долей вероятности мы можем предположить, что те, кому запрещена кровь даже разрешенных в пищу животных, едва ли могут жаждать человеческой крови».

Запреты возводить на евреев кровавый навет издавали чешский король Пржемысл II Отакар (1254), папа Григорий X (1272), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский король Вацлав II (1300), папа Мартин V (1422) и многие другие светские и духовные лидеры. Самое резкое порицание зачинщикам кровавых наветов было вынесено в специальной булле папы Николая V (1447).

Однако это не останавливало обвинителей, руководствовавшихся как религиозными, так и корыстными мотивами. Кровавые наветы сопровождались арестами, пытками, казнями, погромами и резней, нередко уничтожением или изгнанием целых еврейских общин.

11 thoughts on “Кровавый навет на евреев

  1. Pingback: mactropin
  2. Pingback: join illuminati
  3. Pingback: 토렌트
  4. Pingback: yehyeh
  5. Pingback: hizeed
  6. Pingback: 웹툰 사이트
  7. Pingback: visit this site
  8. Pingback: vegas scooters
  9. Pingback: read what he said
  10. Pingback: Fun Cup 2024

Оставить комментарий