Ненужные евреи. Печальная история судна «Эксодус»

После окончания Второй мировой войны нелегальная иммиграция приобрела широкий exodo-barcoразмах. Основную массу репатриантов составляли евреи, которым удалось избежать газовых камер и крематориев. Они выжили в лагерях смерти, но семьи подавляющего большинства из них погибли. Дома были разрушены. Собственно, возвращаться им было некуда. Единственным относительно безопасным местом оставалась Святая Земля.

Однако попасть туда было далеко непросто. Путь на историческую родину был тернист и опасен. Он состоял из двух этапов. Вначале с помощью так называемой «организации Бриха» изможденных полуживых людей переправляли на морские побережья Средиземного и Чёрного морей. В Италию, Францию, Румынию, Болгарию, Югославию и Грецию. А уже оттуда они в битком набитых кораблях, большинство которые точнее назвать «лоханками», отплывали в Палестину.

С апреля 1945 года по январь 1948 года «Моссад ле-Алия Бет» отправила в Палестину из Европы 63 корабля. На их бортах находилось около 25000 беженцев. И тут надо отдать должное высокому профессионализму экипажей сторожевиков ВМС Её Величества Британской Королевы.

Они перехватили 58 кораблей с полуживыми евреями. Только пяти кораблям выпало еврейское счастье прорвать блокаду, и успешно подойти к палестинскому берегу. Точнее встать на рейде невдалеке от него. Из 25 тыс. беженцев иммигрантами, пусть даже нелегальными, повезло стать не более 5 тыс. человек.

Перехваченным кораблям англичане, правда, разрешали причаливать в портах Палестины, а пассажиры даже спускались на берег. Но затем всех нелегалов под конвоем интернировали в огромный спецлагерь Атлит.  Неподалёку от Хайфы. В августе 1946 года британские власти начали депортацию на остров Кипр этих несчастных людей, которым некуда было податься.

На крупномасштабные операции по доставке в Палестину нелегальных иммигрантов британские власти ответили резким ужесточением мер по перехвату судов с нелегалами. Евреи, как правило, молодёжь оказывали сопротивление английским морякам, бравшим на абордаж перехваченные корабли.

Это приводило к многочисленным жертвам среди иммигрантов. Особенно упорное противодействие британским матросам в рукопашных схватках оказали пассажиры кораблей «Латрун», «Хаим Арлозоров» и «Теодор Герцль». Силы, разумеется, были неравными. Крепкие тренированные морские коммандос и полускелеты, прошедшие через лагеря смерти.

Тем не менее английским морякам порой приходилось туго. Но не меньше доставалось и правительству Её Величества Королевы. Такие инциденты быстро становились достояниям прессы. Они наносили серьёзный урон, как говорят теперь, имиджу Великобритании. Особое возмущение мировой общественности вызвала судьба парохода «Эксодус». Вот краткая история этого печально знаменитого рейса.

В начале 1947 года сионистские организации купили у американцев судно “Президент Уорфильд»” и переименовали его в «Эксодус». Так на греческом языке называется финал трагедии. После ремонта корабль с 4515 пассажирами на борту вышел из французского порта Марсель курсом на Палестину.

Вообще-то, корабль был рассчитан всего лишь на 500 человек. На палубе невозможно было передвигаться из-за тесноты. Большую часть времени беженцы проводили в трюме, в маленьких каютах, плотно забитых лежанками. Но на них лежали только дети, старики и все те, кто стоять уже не мог. Но люди мужественно переносили все лишения. Они были сильны духом, и полны оптимизма.

Вскоре обнаружилось, что «Эксодус» идёт под усиленной охраной. Точнее сказать – конвоем. Его сопровождало, немного – немало, ровно шесть британских эсминцев. Можно было подумать, что англичане арестовали судно, на котором бежала от возмездия верхушка Третьего рейха во главе с Гитлером.

На подходе к палестинским берегам матросы эсминцев пошли на абордаж. Евреям удалось отбить атаку. Тогда английские корабли отошли от «Эксодуса», а затем с близкого расстояния открыли огонь из пулемётов на поражение. Трое беженцев были убиты, более ста ранены.

Несмотря на обстрел, «Эксодус» продолжал идти прежним курсом. И лишь после того, как командир английской эскадры пригрозил потопить корабль, и  тут же предупредительным залпом из орудий подтвердил серьёзность своих намерений, капитан  «Эксодуса» Йоси Харель решил сдать судно. Однако к этому времени радист «Эксодуса» успел передать в Тель-Авив информацию о трагическом инциденте. Вскоре благодаря «Хагане» о нём стало известно всему миру.

Узнав о случившемся, министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин решил преподать урок непокорным евреям. Он распорядился, чтобы бывшие узники нацизма не попали не только в Палестину, но даже в лагерь для интернированных на Кипр.

Министр дал указание всех пассажиров «Эксодуса» вернуть в Европу. Изможденных полуживых людей, лишь недавно освобождённых из концлагерей, опять заключили в тюрьму. На сей раз плавучую. Более 4,5 тысяч беженцев разместили на английских транспортных суднах, приспособленных под плавучие тюрьмы. Корабли направились к берегам Европы. Однако когда они прибыли в один из французских портов, евреи отказались сойти на берег.

Вот как описал немецкий журналист Руб Груббер жуткую сцену, свидетелем которой оказался: «… сотни истощённых полуголых людей имели такой вид, словно они находились в загоне с собаками. Обездоленные и потерянные, перебивая друг друга, люди кричали на всех европейских языках. Старые женщины и молодые мужчины плакали, не стыдясь своих слёз. Всех их обуревал  жуткий страх перед тем, что ждало их впереди…».

В конце концов, французские власти приказали английским кораблям с беженцами на борту покинуть порт. Английский министр Бевин внимательно следил за событиями этого печального рейса. Когда ему доложили о случившемся во Франции, Бевин цинично распорядился вернуть евреев обратно в Германию.

В Гамбурге вооружённые дубинками английские солдаты уже без всяких церемоний насильственно высадили полуживых людей на берег. Этой трагедией и закончился рейс «Эксодуса». К Эрнесту Бевину с тех пор приклеилось прозвище «Берген-Бевин» в память об одном из  страшнейших нацистских лагерей смерти Берген-Бельзен.

Ну и в заключение. После войны большинство немецких солдат, верой и правдой служивших фашизму, смогли свободно вернуться в родные дома. К своим жёнам и детям. А жертвам фашизма, которых нацисты в спешке просто не успели сжечь, победители запретили поселиться в единственном месте на земле, куда они могли вернуться.

И не только запретили. По дороге на историческую родину несчастных людей безжалостно топили, убивали и калечили. Тех же, кому повезло остаться относительно невредимыми, упекли в специальные лагеря для интернированных лиц. Кто бы мог поверить, что после сокрушительного разгрома фашистской Германии такое будет возможным!

Но у циничной британской политики была и оборотная сторона. Расправа над пассажирами «Эксодуса» оказалась для Великобритании пирровой победой. Подробные сообщения о трагедии во всех деталях передавались радиостанциями многих стран мира. Они вызвали мощную волну сострадания мировой общественности. Обеспечили широкую международную поддержку сионизма.

В Европе в это время находились более 250 тысяч еврейских беженцев, не сгоревших в огне Холокоста. Большинство из них стремилось попасть на историческую родину. Однако пока мандат на управление Палестиной находился в руках Англии, реализовать свои намерения несчастные люди могли только нелегальным путём. К сожалению, очень опасным.

Спустя год было образовано государство Израиль. После чего еврейские беженцы смогли уже легально прибыть на Землю Обетованную.

В 1959 году Леон Урис опубликовал роман «Эксодус». Это повествование не только о трагической судьбе пассажиров корабля, но и о захватывающих событиях периода рождения Государства Израиль. По мотивам романа в Голливуде был снят художественный фильм, вызвавший огромный интерес у зрителей многих стран мира.

Фрагмент из очерка Льва Израилевича «Чёрное пятно британской истории»

https://youtu.be/C9f0Rpg7lM4

10 thoughts on “Ненужные евреи. Печальная история судна «Эксодус»

  1. Pingback: bonanza178
  2. Pingback: 호두코믹스
  3. Pingback: linked here

Оставить комментарий