Пропаганда – изобретение дьявола

THERESIENSTADTПочему я не люблю пропаганду, не смотря на ее бесспорную эффективность? Ведь с ее помощью можно организовать процессы, которые пойдут на пользу людям, не говоря уже о ее способности сплотить в ненависти к врагу защитников Отечества? – Ответ прост: пропаганда – это в лучшем случае полуправда, традиционно – манипуляция сознанием.

Сейчас, когда в Украине идет война и параллельно предвыборная компания, мы имеем сомнительное удовольствие потреблять пропагандистские продукты со всех возможных носителей информации от отечественных политиков, а также «примерить на себя» созданный российскими СМИ «образа врага» методом циничного манипулирования фактами и откровенной лжи. Разумеется, утверждать или просто верить в то, что украинские издания и телевизионные каналы, в отличие от них, абсолютно правдивы и не используют приемы пропаганды – это наивно.

«Пропаганда, распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение. Пропаганда — более или менее систематические усилия манипулировать убеждениями, отношениями или действиями других людей посредством символов (слов, жестов, плакатов, монументов, музыки, одежды, отличительных знаков, стилей причёсок, рисунков на монетах и почтовых марках и т. д.). Преднамеренность и относительно сильный упор на манипуляцию отличают пропаганду от обычного общения или свободного и лёгкого обмена идеями. У пропагандиста есть конкретная цель или набор целей. Чтобы достичь их, пропагандист преднамеренно отбирает факты, аргументы и символы и представляет их так, чтобы достичь наибольшего эффекта. Чтобы максимизировать эффект, он может упускать существенные факты или искажать их, и может пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации» )Британская энциклопедия (Британника, Encyclopaedia Britannica, Encyclopædia Britannica) — наиболее полная и старейшая универсальная энциклопедия на английском языке).

А знаете ли вы, что знаменитый концентрационный лагерь Терезини (одноименный с городом в 60 км от Праги), который был открыт гитлеровцами в октябре 1941 года, как транзитный лагерь для евреев на пути в газовые камеры Освенцима,  был, по сути, «витринным лагерем» с идеальными условиями жизни. Блестящая, циничная фашистская пропаганда! В Терезини работали школы, спортивные залы для детей, ставились театральные постановки, развивались искусства и ремесла, массовый хор исполнял «Реквием» Верди. Красный Крест, который посетил лагерь под нажимом датского правительства (466 датских евреев были депортированы в концлагерь 5 октября 1943 г., а уже в сентябре в гетто умирало до 130 человек в день) был впечатлен. Еще бы!  Заключенные евреи работали на фабрике по изготовлению окон и получали зарплату; нацисты открыли магазин, где евреи могли купить подержанную одежду и другие товары; 8 декабря 1942 года было открыто кафе, где под легкую музыку заключенные могли общаться и танцевать;  12 мая 1943 года был открыт банк (в лагере «ходили» свои деньги); в лагере работали синагога (!), библиотека, музыкальный павильон, территорию украшали клумбы с цветами…

Через лагерь прошло 141 тысяча человек. Большинство из низ закончили жизнь в газовых камерах Освецима и Аушвица. Последняя отправка заключенных в газовые камеры Аушвица из Терезини была произведена 28 октября 1944. В лагере после этого еще оставалось 11 тысяч заключенных.

Терезини служил пропагандистским средством для одурачивания остального мира.

С этим же лагерем связана загадочная история одного из самых циничных фильмов времен Великой Отечественной THERESIENSTATT (DER FUEHRER SCHENKT DEN JUDEN EINE STADT) или «Терезин. Фюрер дарит евреям город (1944)» – последний пропагандистский кинопродукт фашистской Германии.

После войны фильм исчез. Он не найден до сих пор и не существует никакой полной версии фильма. В 1964 году в Чехословакии был найден 15 минутный фрагмент, а в Израиле в архиве «Vad Vashem» было обнаружено 25 фрагментов (7,5 мин).

В отличие от поставленного четырьмя годами ранее «Вечного жида» с призывами уничтожать евреев, здесь нет никакого антисемитизма или подстрекательства! Под лозунгом «Работа делает свободным» показаны рабочие будни евреев. Режиссер Курт Герон (Kurt Gerron), еврей по национальности, (в «Голубом ангеле» играл роль хозяина труппы) сделал достоверную инсценировку, при этом надо учитывать, что все статисты были настоящие. Это тот найденный 15 минутный отрывок из документального фильма, снятого в концлагере Терезин.

Это и есть та самая пропаганда, ведущая к цели, за которую В.Путин на встрече с евреями Москвы назвал Геббельса талантливым человеком: «Он добивался своего, он был талантливый человек» (С). А THERESIENSTATT (DER FUEHRER SCHENKT DEN JUDEN EINE STADT), соответственно, наиболее «талантливый», а значит, лживый из пропагандистских фильмов, поставленных нацистами. Цель фильма – убедить международный Красный Крест, как хорошо живется евреям в немецких концлагерях.

Что же мы видим на экране? Заключенные евреи сытые, опрятно одетые. Работают на нетяжелых работах, отдыхают, играют в футбол, занимаются музыкой, живут в уютных домиках.

После окончания съемок режиссера и его жену, также как всех евреев, принимавших участие в съемках, отправили в газовые камеры Освенцима, их пощадили только на время съемок. Практически никто не выжил.

Многие историки кино теперь приходят к выводам, что с самого начала и до конца идею снять этот фильм принадлежала СС, а не министерству пропаганды, и Геббельс был полностью не в курсе этого проекта. Непосредственно фильмом занимался офицер СС Ганс Гюнтер (Hans Gunther), вежливый и всегда улыбающийся, прозванный «улыбчивый палач». К сожалению он был убит в мае 1945 года в рукопашном бою при попытке его ареста, унеся с собой в могилу многие тайны, а там было что скрывать.

Название фильма «Фюрер дарит евреям город» впервые было озвучено 7 июля 1945 г голландской еврейкой, вернувшейся из лагеря, и напечатано в местной газете. В идеологическом плане это было немыслимо, чтобы Гитлер что-то мог подарить евреям. И скорее всего, это название — черный юмор обитателей лагеря.

Много непонятного и с тем, кто снял этот фильм. Режиссеров у этого фильма было, по крайней мере, два. Из Праги в лагерь приезжал с киногруппой Карл Пецинь, директор чешского общества киножурнала «Aktualite», снимающего хронику, под ее эгидой и снимался этот фильм. Киногруппа произвела настоящую съемку, что и подтвердил потом на суде Пецинь, осужденный за коллаборационизм. Герона депортировали в Освенцим 28 октября 1944 года, и монтаж фильма уже делал без него в Праге сотрудник «Aktualite» Иван Фрике, а фонограмму дописали к фильму только в марте 1945 г.

Музыку еврейских композиторов выбирал другой арестант Петер Дойга, датский композитор. Эскизы к фильму делал голландский еврей художник Жо Спир (Jo Spier), он так красочно и ярко рисовал хорошо одетых и сытых людей, что после войны вынужден был бежать из своей страны, обвиненный в сотрудничестве с немцами за изображение гетто в виде рая.

Фильм был закончен 28 марта 1945 г. Он не был предназначен для показа в Германии, разрешен только за границей (в Ватикане, Швеции, Швейцарии, для Красного Креста и др.). Но война заканчивалась, и по техническим причинам его уже не могли там показать. Тем не менее, достоверно известно о 4-х, по крайней мере, показах: одного в Праге во дворце Карела Франка в присутствии Гюнтера и других высокопоставленных офицеров СС и три показа иностранным посольствам и организациям.

Никакого практического пропагандистского эффекта это уже не имело. О жестоком обращении с евреями по всей Европе и в США было известно уже в июле 1942 года (официально осудили за это фашистов 18 декабря 1942 года). Подробные сообщения о массовых уничтожениях и газовых камерах Освенцима достигли внешнего мира в мае-июне 1944 г. и после освобождения Майданека в июле 1944 г., и обмануть кого-то этот пропагандисткий фильм уже не мог.

Осталось добавить несколько слов о лагере Терезини. Это был привилегированный лагерь, в котором содержались только очень известные евреи Западной Европы, имена которых были у всех на устах.

В фильме были показаны: знаменитая графиня Герц из Голландии, профессор Пауль Эпстайн, бывшие чешские министры Альфред Майсснер и Георг Граднауер, французский министр Леон Мейер, австрийские фельдмаршал Иоганн Фридлэндлер и генерал-майор Эмиль Соммер, датский верховный раввин Макс Фридиджер, госпожа Клара фон Шульц, вдова командующего датским флотом, госпожа Франц Шнайдхубер, вдова верховного командира отрядов СА в Мюнхене, австрийский полковник Леон Неуберджер и много других.

THERESIENSTADT

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *