Интересный человек рав Биньямин Минич

benyamin-menich«Шалом, хаверим!» продолжает знакомить читателей с интересными людьми со всех стран, где живут евреи.

Представляем вашему вниманию  раввина Биньямина Минича, с которым Председатель правления Днепропетровской областной еврейской общины Борис Песин познакомился в Хайфе, где до недавнего времени рав Биньямин был раввином общины «Шират Ха-Ям» Кармель.

Рав Биньямин Минич очень образованный человек. О том, как молодой человек из Керчи решил стать раввином, он рассказывает так:

- Я родился в Крыму и рос в городе Керчь до 15 с половиной лет. С 9 лет ходил в воскресную школу Керченской еврейской общины. Там же я отметил бар мицву, провел свою первую субботнюю службу когда мне исполнилось 13 лет.

Семья моей мамы принадлежит с обеих сторон к общине крымчаков – местных крымских евреев, живших в Крыму еще во время, когда полуостров принадлежал туркам. Они говорили на своём диалекте крымскотатарского языка, их традиции не были похожими на традиции евреев-ашкеназов, а скорее на обычаи балканских евреев. Но от дедушки и бабушки я получил очень мало в этом плане. Они уже родились в советскую эпоху и сами знали о традициях очень немного.

Еврейское воспитание, которое я получил, было абсолютно сионистским. Мне было очевидно, что я хочу уехать в Израиль, потому что там (тут) мой дом. Поэтому в 15 лет я уехал в Израиль по программе Наале и пошёл учиться в религиозную школу. Иудаизм был мне интересен с детства, но, поскольку община в Керчи была реформистской, мне хотелось попробовать чего-то нового, неизвестного. После окончания школы я призвался в израильскую армию и отслужил в ней три с половиной года.

В армии я не вёл религиозный образ жизни, хотя какие-то элементы традиции всё же присутствовали. После службы я пошёл работать в школу-пансион с детьми-репатриантами, которые тоже приехали по Наале. Параллельно учидся в Хайфском университете на кафедре психологии, но довольно скоро понял, что душа лежит к другому. Поэтому я стал учить еврейскую философию, и в итоге получил смежную степень бакалавра – в области еврейской философии, но с частью аттестата по психологии. Сразу по окончанию университета в Хайфе, я (уже с женой) переехал в Иерусалим и начал учиться на Израильской программе подготовки раввином в Hebrew Union College. Вместе с этим я работал в реформистской общине в Холоне, потом в синагоге Коль Ха-Нешама в Иерусалиме, учился в Центре еврейского образования в Еврейском Университете в Иерусалиме, чтобы получить необходимую для раввинского посвящения степень магистра.

- Уважаемый ребе Биньямин! У Вас очень серьезное образование, не только религиозное. Зачем раввину светское?

- Я раввин реформистского направления, нам нельзя быть без светского образования. Изначально реформистское движение в иудаизме появилось среди евреев, которые уходили из гетто для того, чтобы учиться в университете. Некоторые уходили совсем и говорили «все, мне это не нужно», крестились, ассимилировались и оставляли еврейство и иудаизм навсегда. Другие же считали, что можно продолжать быть евреями, но принимать реалии современного мира. В немецком еврействе, откуда это пошло, считалось хорошим тоном, чтобы раввин имел светское образование.

– В чем основное отличие Вашего движения от ортодоксального иудаизма? Преодолимы ли на Ваш взгляд эти противоречия?

- Два основных отличия реформистского иудаизма от ортодоксального заключаются в равноправии полов, а также в свободе выбора индивидуума, как выстраивать свой религиозный образ жизни. Эти два принципа привели к достаточно большим разногласиям – реформистский иудаизм признаёт право женщин быть раввинами, например, а ортодоксальный, на данном этапе нет, хотя в последние годы наблюдаются подвижки в этом направлении. Реформа изначально выступала против “консервации” иудаизма, утверждая (справедливо, как мне кажется), что иудаизм всегда был религией динамичной и изменяющейся из поколения в поколение. Именно поэтому мне кажется, что разногласия ортодоксов и реформистов непреодолимы. Но тем не менее, я искренне против того, чтобы искоренить эти разногласия. Потому что именно они создают разноцветную мозаику еврейства такой, какой мы её видим. У однообразия нет будущего. Поэтому я – за разнообразие.

- Насколько распространено движение Прогрессивного иудаизма в Израиле и в мире? 

- Существует Всемирный союз прогрессивного иудаизма, объединяющий все реформистские общины в мире, которые вместе насчитывают около полутора миллионов последователей. В Израиле около 60 реформистских общин объединены в Израильское Движение прогрессивного иудаизма, в Северной Америке – более 900 синагог составляют Объединение Реформистского Иудаизма (Union for Reform Judaism). Есть общины на постсоветском пространстве, в Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии. В каждом географическом регионе отношения свои.

- Кто имеет право стать членом Вашей общины, только евреи по Галахе или дети и внуки евреев также? 

- Наши общины открыты для всех, кто чувствует связь с еврейством. Тем не менее, мы признаем еврейство по матери и не женим пары, в которых один из супругов – не еврей. Но если человек ощущает свою связь с еврейством, даже если еврейский Закон не признает его евреем в полной мере, он может ходить к нам, участвовать в молитвах. В чем-то, конечно, не может (например, подниматься к Торе во время общественных служб).  Но быть частью общины – вполне. И это очень важно для нас. Я не считаю, что человек должен чувствовать, что его принуждают к гиюру, потому что это дело добровольное. Но если он стал частью общины, то со временем скорее всего придет к этому.

- В нашей области также действует община Прогрессивного иудаизма. Хотели бы Вы  познакомиться поближе с ее членами и могут ли представители реформистского движения нашей области рассчитывать на Вашу поддержку?

- Да, конечно. Со мной на связи Председатель общины из Павлограда Янина Лонская, мы переписываемся, беседуем. Конечно, я открыт для общения и если необходимо, рад помочь.

- Чем Вы будете заниматься в Яффо? У Вас есть в планах какие-нибудь проекты?

- С прошлой недели я раввин общины в Яффо, которая существует уже более 12 лет. Там уже есть проекты, службы, молитвы, уроки. Мне бы хотелось просто их развить. Кроме того,  Яффо – это смешанный арабо-еврейский город и было бы хорошо, чтобы появились проекты межрелигиозного общения. Очень важно, на мой взгляд, чтобы появились социальные проекты в Яффо, потому что это город с большими социально-экономическими разрывами. Есть люди, которые живут в элитных комплексах, а есть районы, населенные, например, русскоязычными репатриантами, где условия не самые лучшие. Община в моем понимании – это служение. Конечно, в первую очередь, служение Всевышнему, но и обществу тоже. В моих планах, также, развитие проектов на русском языке. Посмотрим. Я думаю, все получится.

- Ваше жизненное кредо?

- Есть такое выражение из Мишны, которое гласит следующее: «В том месте, где нет людей, постарайся оставаться человеком». Немного не точный перевод на русский, но очень верно передает смысл. Это означает, что в самых сложных жизненных ситуациях важно вести себя по-человечески. Если бы я искал пример сейчас, привел бы события, происходящие в Минске. Мы видим ситуации, когда не все могут сохранить человеческий облик. А что такое быть человеком? В идишском сленге есть такое слово «менич» – человек. Причем, не просто человек, а тот, кто ведет себя достойно, человек с большой буквы. Для меня это самое важное. Даже в самой сложной ситуации не терять человеческий облик.

- Что бы Вы пожелали/посоветовали читателям газеты «Шалом, хаверим!»?

- Учитывая то, что до еврейского Нового года осталось совсем чуть-чуть, я хочу пожелать хорошего и сладкого Нового года. Уходящий год был не самым успешным, хотелось бы, чтобы следующий принес нам вакцину от коронавируса, чтобы к людям вернулась возможность зарабатывать себе на жизнь, чтобы все было хорошо.

Ответить на Аноним Отмена ответа