С Днем Иерусалима, друзья!

Щмуэль Кац, Иерусалим

Щмуэль Кац, Иерусалим

Иерусалим – прекраснейший город из созданных на Земле. Его называют сердцем израиля и для каждого еврея Иерусалим – особенный, священный. Сегодня – День в Израиле празднуют День Иерусалима.

Историю Вечного города очень интересно рассказывает Рав Элиягу Эссас  (полная версия)

“Иерусалим, ты — город, построенный, чтобы объединить в себе все”. Так царь Давид назвал столицу еврейского народа и его государства (122-й Псалом).

Начало — еще до всех начал…

Почти 3700 лет тому назад, в 2085 году по еврейскому летоисчислению, из Беэр-Шевы на север шли два человека, отец и сын, чтобы выполнить непонятный и страшный приказ Всевышнего. Авраам (отец) должен был принести в жертву Ицхака (своего сына) на горе, которую укажет ему Всевышний.

На третий день пути Авраам поднял глаза и увидел — вот она, гора, о которой говорил ему Творец мира. На ее вершине Авраам увидел… Храм, здание бело-золотистого цвета. Он увидел удивительный, неземной огонь и дым, поднимавшийся столбом к небу.

Авраам спросил сына: “Что ты видишь?” Ицхак ответил: “Храм. И огонь, и дым”.

Они были не одни, отец с сыном, их сопровождали еще два человека. Но только Авраам и Ицхак были евреями. Единственными в то время евреями на земле. Авраам спросил своих спутников: “Что вы видите?” Те отвечали: “Горные вершины”. И больше ничего.

Они были близки Аврааму, эти два человека. Но они увидели только то, что было видно всем. Вершины гор.

А Авраам и Ицхак увидели Иерусалим. Города еще не было, но его небесный образ уже существовал — а ведь Иерусалим объединяет небесное и земное.

И тогда Авраам сказал сопровождающим: “Оставайтесь здесь, а мы пойдем дальше…” И они пошли вдвоем, отец и сын. Дойдя до вершины горы, на которой он увидел Храм, Авраам построил жертвенник, положил на него Ицхака, взял в руки нож и… услышал Голос Всевышнего:

“Теперь Я вижу, что ты — тот, от которого может пойти [еврейский] народ. Ибо даже единственного сына [который дороже тебе, чем ты сам] ты не пожалел, выполняя Мой приказ и ради Моего Имени”.

2128 год. Два молодых человека, близнецы Эсав и Яаков, внуки Авраама, сыновья Ицхака, обсуждают, кому предстоит унаследовать традицию, начавшуюся с Авраама и переданную Ицхаку. Еврейскую традицию, образ жизни — все то, ради чего существует еврейский народ.

Эсав появился на свет на несколько мгновений раньше Яакова и потому считался первенцем. Он должен был сделать выбор. Оба они, Эсав и Яаков, увидели где-то там, на севере от Беэр-Шевы, далеко за горизонтом, на вершине горы… Храм. И огонь и дым. На свете не было ничего прекраснее этого Храма. Но и ничего ответственнее служения в нем. Этот Храм — место служения Творцу мира, а служить Ему можно только в точном соответствии с Его волей. Эсав же хотел владеть миром, а не служить его Творцу. Пусть только “земным” миром, но — владеть. А служение, Храм, огонь и дым, пусть даже и уходящие в Небо, — все это Эсав охотно отдал Яакову.

Так и случилось. Потомки Эсава основали Древний Рим, величайшую из империй, распавшуюся затем на десятки государств, создали за тысячу лет мощную и гибкую идеологию, давшую множество различных интеллектуальных ростков, “национальных по форме и идолопоклоннических по содержанию”. Казалось, они покорили мир. Их власть распространилась от Атлантики и до Урала, а затем и дальше — до Тихого океана. На Северную и Южную Америку, на Африку и Австралию.

Все, казалось бы, шло согласно плану Эсава. Однако было и маленькое “но”. Потомки Яакова продолжали владеть Иерусалимом (и Храмом). Всего несколькими квадратными километрами. Что это в сравнении с миллионами (а сегодня — десятками миллионов) квадратных километров, на которые распространилась власть потомков Эсава. Однако Эсав знал с самого начала, что он не может полностью, безраздельно владеть материальным миром, если Яакову будет отведена в нем тихая обитель, где он сможет заниматься духовными вопросами. Нет, Эсав знал, что есть место, объединяющее в себе духовное и земное. Место это — Иерусалим. И пока Иерусалим принадлежит Яакову, Эсав никогда не сможет считать себя “хозяином”, господином мира.

Треугольный фундамент…

И еще одну тайну знал сын Ицхака Эсав (знал ее и сводный брат Ицхака Ишмаэль, от которого повели свой род арабские племена). Он знал, что существование человечества имеет смысл, только если в жизни проявляются и действуют три взаимосвязанных понятия: высшая справедливость ( — “дин”), вневременная истина ( — “эмет”) и настоящий — а не поверхностный — мир ( — “шалом”).

И если к таким понятиям, как эмет и шалом, потомки Эсава и Ишмаэля могли относиться “беззаботно”, считая их как бы философскими и отвлеченными, то в том, что касается понятия дин, они все время ощущали постоянное внутреннее беспокойство. Ибо если есть дин, то земным наслаждениям и упоению властью — пусть и над большой частью человечества — придет конец. Ведь они-то хорошо знали, что их путь к власти был сплошным отрицанием принципов справедливости.

Место, в котором объединяются эти три понятия — дин, эмет и шалом, — называется — Иерусалим.

Почему же Эсав согласился с разделом сфер влияния, согласно условиям которого он получил весь “земной” мир, а Яаков — “духовные” сферы, пусть малоинтересные для Эсава, зато вполне способные “портить ему настроение”?

Дело в том, что он надеялся, что Иерусалим недолго будет находиться в руках Яакова или его потомков (то есть недолго будет еврейским), треугольник дин, эмет и шалом будет разбит и о справедливости на земле можно будет забыть.

Были ли надежды Эсава иллюзорны? Ему они представлялись реальными. Ибо Эсав твердо решил убить брата своего, Яакова.

А когда он понял, что это ему не удастся, то завещал это убийство своим .потомкам. Это “завещание” и стало корнем возникающего в каждом поколении нового плана “окончательного решения еврейского вопроса” (см. брошюру “Пурим”), а также удивительную устойчивость единого фронта народов и стран, “не признающих” (по сей день!), казалось бы, очевидный факт, что Иерусалим является центром еврейского народа и столицей Израиля.

Город Давида…

Много лет прошло с тех пор, как Авраам увидел образ (бейт микдаш) — Храма, стоящего на горе Цион, — а Яаков стал наследником духовной традиции Авраама и Ицхака. Евреи прошли через горнило египетского рабства, продолжавшегося 210 лет, 40 лет провели в пустыне перед вступлением в Эрец

Исраэль, Землю Израиля, сотни лет осваивали эту страну, боролись с набегами чужеземных армий и, главное, вели очень непростую борьбу во внутренней, духовной сфере со столь легко проникающим в душу и, вроде бы, облегчающими жизнь идеями, мировоззрениями, “измами”, которые, будучи “добавленными” к Торе (а то и просто заменяя ее) должны были помочь, как следует устроить духовные и материальные дела. Они падали и поднимались, отступали и вновь побеждали. Они укреплялись на своей земле, а она становилась, если можно так выразиться, все более и более еврейской.

Но удивительное дело: в самом центре этой земли находилась крошечная территория, всего несколько квадратных километров, на протяжении сотен лет окруженная еврейскими поселениями, которая на тот момент еще не принадлежала евреям!

2891 год (869 г. до н.э.). Город Хеврон. Старейшины всех колен Израиля пришли к Давиду и сказали ему: “Вот, мы — кость твоя и плоть твоя… И сказал Всевышний тебе:

“Ты будешь пасти народ Мой, Израиль, ты будешь главою Израиля…” — и помазали Давида на царство над Израилем” (Танах, Книга Шмуэля, II, гл. 5).

Почему же это событие произошло в Хевроне, а не в Иерусалиме, нашей столице? Потому что именно Иерусалим и был той точкой в центре страны, которая еще не контролировалась нашим народом. Согласно законам Торы завоевание Иерусалима, этого особого города, созданного Всевышним для того, чтобы стать сердцем еврейского народа, задолго до того, как этот народ появился, — завоевание этого города должно было стать последним, завершающим этапом четырехсотлетнего периода врастания еврейского народа в свою землю. Тора установила условие, выполнив которое, евреи смогут (и должны будут) вступить во владение Иерусалимом. Условие это — помазание царя из колена Иегуды, который будет признан всем народом и станет править в строгом соответствии с законами Торы. Это условие и было выполнено в 2891 году по еврейскому летоисчислению, когда Давид стал царем с согласия всего народа.

И первым же его шагом стало овладение Иерусалимом.

2928 год. Сын царя Давида, царь Шломо (Соломон), завершает строительство Иерусалимского Храма. Город превращается в духовную столицу мира. Одна за другой его навещают делегации со всех концов света, жаждущие познакомиться с удивительным народом и его мудрым правителем. Эти делегации посещали Храм, знакомились с его необыкновенной структурой, сверхъестественным функционированием, становились свидетелями обсуждения законов Торы, наблюдали, как разбирают судебные дела царь Шломо и Высший раввинский суд при его дворе, знакомились с государственной, экономической и социальной жизнью еврейского народа. Это приводило ко все большему осознанию народами мира огромной, “нечеловеческой” мудрости Торы, подводило к признанию Творца…

… Через много лет, в 1967 году Иерусалим был возвращен еврейскому народу.

Но чтобы оценить величие чуда — проявления руки Всевышнего, решившего судьбу Иерусалима, — отметим хотя бы несколько фактов.

1. К июню 1967 года на границах Израиля стояли армии коалиции арабских государств, превосходившие — суммарно — во много раз Армию Обороны Израиля и по численности, и по всем без исключения видам вооружения.

2. Официально объявленной целью коалиции было “уничтожение еврейского государства и его населения” (“сбросить евреев в море”).

3. Через несколько минут после начала войны с Египтом (5 июня 1967 г.) правительство Израиля призвало короля Хусейна не начинать военные действия.

4. Король Хусейн должен был знать, что ВВС Египта уничтожены в первые же часы войны и ему по чисто военным причинам следует прислушаться к призывам Израиля.

5. Необъяснимым образом, доверившись лживой информации египтян, сообщавших об успешном продвижении их войск к Тель-Авиву, Хусейн отдал приказ о начале войны с Израилем. Иорданские войска, расположенные в Восточном Иерусалиме, перешли границу и двинулись на еврейские кварталы города…

6. Главные силы израильской армии вели бои на египетском фронте. На севере нависла угроза прорыва сирийцев. Перейдя реку, Иордан на широте Нетании и угрожая самому узкому месту тогдашнего Израиля, с востока на запад двигались иракские дивизии, которые должны были рассечь Израиль на две части.

В этих условиях для операции по защите западного Иерусалима почти не было сил. И однако…

Прошло двое суток. По Старому городу двигаются к его сердцу — Котелю — израильские войска.

После двух дней тяжелых боев и удивительных приключений, каждое из которых было маловероятным, но все-таки возможным (впрочем, вместе они представили собой совсем уже невероятную событийную цепь), весь еврейский мир, затаив дыхание у радиоприемников, ждал сообщения: “Мы у Котеля”.

Это сообщение пришло в среду, 7 июня. По нашему календарю — 28-го Ияра. Теперь в нашу историю вошла новая дата: 28 Ияра 5727 года,. День объединения и освобождения Иерусалима, . Многие советские евреи помнят это сообщение, мгновенно облетевшее весь мир и ставшее удивительной радостью даже для тех, кто был далек от еврейских традиций. Это сообщение способствовало росту еврейского самосознания, стало вкладом в борьбу за открытие границ СССР для алии в Израиль.

После войны…

Объединенный Иерусалим стал столицей еврейского государства. Теперь он смог расти на север, юг и восток. Новые районы — Рамот, Неве Яаков, Гило и Талпиот Мизрах — стали домом для десятков тысяч новых олим и израильтян -”ватиким”. Вокруг Иерусалима строятся поселения, которые вскоре тоже станут частью расширяющейся столицы.

Евреи и Иерусалим

Наш народа и Иерусалим объединены одной судьбой.

Иерусалим объединяет в себе будущее нашего народа с его прошлым. Картина Иерусалима, которую видели Авраам и Ицхак; город, построенный Давидом; Храм, завершенный Шломо; мудрое учение, развитое нашими учителями и осветившее мир, — все это не прошлое. Вернее, не только прошлое. Это — фундамент, на котором строится наше будущее. Так предсказано в Торе — и так будет.

P/S :  Интересные факты: Иерусалимский синдром

Некоторые паломники, приезжая в Иерусалим, под действием психического расстройства начинают вести себя как святые или пророки, будто они наделены божественными силами. Для такого поведения есть даже специальный термин — Иерусалимский синдром, и проявляется он у людей самых разных вероисповеданий — христиан, иудеев, мусульман. По статистике, Иерусалимский синдром наблюдается в среднем у 100 паломников за год, из которых 40 попадают в местную психиатрическую больницу.

Инна Радиновская, Днепропетровск

Хочу воспеть Тебя, Иерусалим! hram-2

Твои холмы и крепостные стены.

Средь всех столиц Земли лишь Ты один

Вобрал в себя Божественные гены…

 

Хочу коснуться прошлого и грёз.

Я слышу Маккавеев глас Надежды.

Я вижу радость слёз – еврейских слёз,

И Храм отстроенный – Он снова наш, как прежде…

 

Иерусалим! Ты – Вечность и Полёт.

Ты – Город Предсказаний и Секретов.

Для всех евреев мира Ты – оплот,

Защита от гонений и наветов…

 

Иерусалим! С Тобою мы – всегда!

Отцы, и Прадеды, и Будущее – Дети…

О Город Мира, Мудрости, Добра!

Даруй себя всем людям на Планете!..

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *