О еврейском происхождении Сервантеса

don-kihotВ октябре исполняется  470  лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса Сааведра – автора одного из самых романтичных, благородных и трогательных рыцарей в истории литературы. Евреи считают, что у писателя есть еврейские корни. Скептики часто указывают нам, что в любом талантливом человеке мы хотим видеть еврея. Но мы полагаем, что такое стремление следует рассматривать как признание несомненного таланта,  восхищение и любовь. К тому же, существует целая теория о еврейском происхождении Сервантеса, над которой работали авторитетные ученые, так что «еврейство» писателя может быть не просто мифом. 

Согласно теории,  Мигель де Сервантес Сааведра выходец из семьи крещённых евреев, он или его предки являются «криптоевреями». К такому выводу пришли профессор международного права женевского университета Леандро Родригес и испанский критик (и исследователь творчества Сервантеса) Америко Кастро.

Известно, что Сервантесу приходилось подтверждать чистоту крови, так как фамилия Сервантес встречается среди фамилий семей «конверсос», то есть крещённых евреев. В Электронной Еврейской Энциклопедии пишут: «Великий писатель Мигель де Сервантес Сааведра, считавшийся подобно Хуану Уарте, потомком новых христиан (то есть принявших христианство евреев), время от времени сочинял антисемитские стихи, но вместе с тем высмеивал доктрину „чистоты крови“. В пьесах (сохранились две из них) он даже выражает, хотя и в завуалированной форме, восхищение верностью евреев иудаизму и их жизнеспособностью».

Утверждают, что мать Сервантеса вела свой род из семей крещёных евреев. Отец Сервантеса был из дворян, но не так давно обнаружили в его родном городе Алькала де Энарес дом их предков, который расположен в центре худерии, то есть еврейского квартала. Дом Сервантеса находится в бывшей еврейской части города — на calle Mayor (имеется ввиду Calle Mayor de la Juderia).

В «Дон Кихоте» можно встретить следы обычаев, принятых у марокканских и испанских евреев, намёк на праздник Суккот, некоторые еврейские выражения, а также многочисленные ссылки на каббалу и т. д.

Специалист по сефардской истории и культуре Авраам Хаим в книге “Следы иудаизма в романе Сервантеса «Дон Кихот» утверждает, что Сервантес — еврей, в подтверждении чего приводит практически полный перевод целой страницы из Талмуда, помещённый Сервантесом в эпизоде, когда Санчо Панса вершит суд. Жители острова, где он правит, потрясённые его мудростью, признают Санчо Пансо «новым Соломоном».

Автор книги «От скипетра Иуды к жезлу шута» Галина Зеленина говорит об исследовании, пришедшем к выводу об отличном знакомстве Сервантеса с талмудическими сюжетами и ивритом. Сама Зеленина не исключает возможного еврейского происхождения Сервантеса, обращая внимание на то, что имя главного героя Кихот — суть еврейское «кешот» — «истина», «праведность».

Биографическая справка: Мигель де Сервантес Сааведра родился 9 октября 1547 года в Алькала-де-Энарес, в бедной дворянской семье. В молодые годы служил в армии, отличился в морском сражении при Лепанто (1571), закончившемся победой христиан. Именно в этой баталии по одной из версий он потерял руку.

На пути домой был захвачен алжирскими пиратами и продан в рабство. Несколько раз пытался бежать, но неудачно. В 1580 году Сервантес был выкуплен из неволи христианскими миссионерами.

Обосновавшись в Мадриде, он вплотную занялся литературным творчеством. Опубликовав несколько произведений, не имевших шумного успеха, Сервантес переехал в Севилью. Причиной переезда послужила и скудость заработка. В Севилье он поступил в интендантскую службу. Она давалась непросто: при выполнении своих обязанностей он терпит множество неудач и даже попадает в тюрьму. Жизнь его в этот период – сплошная череда лишений, бедствий и невзгод.

Но он не бросает писательства. Собственная судьба становится для него средством для изучения испанской жизни во всех ее проявлениях.

В 1604 году Сервантес опубликовал первую часть своего романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», который получил огромный успех как в Испании, так и за ее пределами.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в 1604 – 1616 годах появились вторая часть «Дон Кихота», новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после кончины автора.

По материалам Универсальной нейтральной викиэнциклопедии и интернет-журнала «Наука и жизнь Израиля»

One thought on “О еврейском происхождении Сервантеса

  1. Сима
    12 Октябрь 2017 at 15:05

    Эти факты позволяют сторонникам теории его еврейского происхождения считать Сервантеса выходцем из новых христиан , крещённых евреев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *