Стереотип («два еврея – три мнения». Рассуждения на тему)

Автор: Лиза Кириченко

stereotipО том, что такое «стереотип», я задумалась после того, как в разговоре один мой хороший знакомый – простой украинский студент и вполне приличный парень – сказал фразу: «А ты знаешь, N оказался евреем!». Слегка резануло слух. Евреем нельзя оказаться! Им можно родиться, можно прийти к иудаизму, можно узнать о еврейских корнях, о которых до определенного возраста и не подозревал. Но фраза, вроде, «мой друг оказался евреем», звучит весьма привычно. Я вижу  в ней четкий признак бытового антисемитизма. Почему? Подумайте сами, не находите ли вы сходство с выражением: «оказался трусом, предателем»?О семантике слова «оказаться» можно долго рассуждать и тысячи раз утверждать, что оно не несет негативного подтекста. Тем не менее, у людей сочетание любого характеризующего определения с «оказался», как правило, вызывает чувство недоверия по отношению к «оказавшемуся».

Почему же «оказаться евреем» – это не совсем хорошо в подсознании значительной части наших сограждан? Я думаю потому, что Украина, как и многие страны СНГ, все еще далека от т.н. демократических ценностей, мы только на пути к ним, дай Б-г. И одним из признаков социальной незрелости общества является то, что население постсоветского пространства до сих пор находится под влиянием стереотипов, которые воспринимаются и усваиваются намного легче, чем реальные факты.

Какие мы знаем стереотипы о евреях?

К примеру, касающиеся внешности. Еврейские мужчины низкорослые, худощавые, имеют либо речевые, либо зрительные дефекты, возможно, и то, и другое. У евреев большой нос, сильно вьющиеся волосы, рыжие или черные. Еврейская женщина обычно  плотная, низкорослая, с выводком плетущихся за ней сопливых, неряшливо одетых, замурзанных детей.

Характер. Еврей скуп, скрытен, хитер и весьма раскрепощен в общении (и мужчины, и женщины).

Эти характеристики – лишь малая часть информации, которую я получила, проведя некоторые социальные опросы и прочитав отзывы на форумах в пределах СНГ. Я не собираюсь утверждать, что все сказанное – полнейшая клевета. Но если элементарно сравнить, как реагирует стандартный житель Украины на неряшливо одетого славянского ребенка, и еврейского – однозначно бόльшая доля негатива перепадет малышу с еврейской кровью.

Постараюсь объяснить, почему так происходит на мой взгляд. В восприятии большинства участников опроса, еврейский малыш – ребенок еврейских родителей, которые, скорее всего, богаты и, в то же время, скупы. Следовательно, родителям просто жалко средств на опрятную одежду для своего чада. В то же время, славянский малыш – это ребенок людей, которые трудятся не покладая рук, сутки напролет, но, не смотря на это, средств все равно не хватает. Это вызывает чувства жалости, возможно, умиления, и, как правило, желание помочь такой семье «тружеников».

О чем говорит такое кардинальное различие впечатлений от одного и того же явления, рассматриваемого через призму национальной принадлежности?

Я ни в коем случае не хочу никого оскорбить. Я не приписываю участникам опроса зависть, глупость или другие моральные изъяны. Напротив, я интерпретирую данную ситуацию, как подсознательную попытку… подражать!

Евреи объединены историей, прочной тысячелетней культурой, традициями. Критический фактор единства евреев – община. Община, к которой можно обратиться в случае необходимости. Община, которая как бы то ни было, но заботится о «своих людях». В принципе, это все, что известно не евреям об одном из древнейших народов мира.

Я никогда не была гонима или как-то унижена из-за своей национальности, никогда не чувствовала себя изгоем среди не еврейских ребят. На мою удачу, я всегда попадала в общество приличных, умных, думающих людей, для которых евреи не были носителями негативного стереотипа.

Но в каждом новом для меня окружении евреи были кем-то вроде гастролирующего цирка. Возможно, это звучит не очень оптимистично, но сравнение точно характеризует ситуацию. Люди, с которыми я общалась, хотели узнать о нас – евреях, как можно больше нового. Когда я приводила исторические факты из жизни моего народа или рассказывала о бытовом укладе, привычках, традициях евреев, они проявляли живейший интерес и, знаю, что делились новыми знаниями со своими знакомыми.

Хотелось бы думать, что когда-нибудь под натиском правдивой информации из первых уст уничижающие стереотипы о евреях будут сломаны. Почему только со временем? Потому что молодежь (к тому же, входящая в ограниченный круг людей, знакомых лично мне) – это только часть общества.

Естественно, что я, молодая девушка, общаюсь (дружу) с близкими мне по возрасту людьми. Но случается мне пообщаться на интересующую нас тему и с представителями старшего поколения (не евреями). По моим наблюдениям, тяга к новой информации, к стремлению углубится в иную (еврейскую) культуру присуща именно моим сверстникам. В то же время, человек, который вдвое, втрое старше меня, чаще всего просто не желает слышать ничего нового! Он годами живет в мире своих стереотипов и воспринимает новые сведения, как нечто угрожающее его привычному, удобному укладу мыслей.

Когда я пришла к такому выводу, для меня это стало невероятным открытием! С детства нам твердили: «Нужно слушать и уважать старших» и т.п. Но стоит ли слушать «взрослых», категорически не желающих отказываться от стереотипного (причем, незаслуженно негативного) восприятия целого народа? Особенно горько становится от осознания того, что эти люди  ходили в школу с детьми тех, чьи родители погибали в концлагерях и гетто. Детьми, которым всю жизнь приходилось терпеть статус «изгоя», отмеченного пресловутой «пятой графой». А сейчас, когда общество стало более толерантным к евреям, не желают воспринимать их по-другому. Мало того, все свои антисемитские стереотипы они внушают и своим детям.

Не смотря на то, что мое поколение более терпимо к новой информации, а, значит, должно быть более толерантным, случаи насилия над евреями, оскорбления, унижения, проявления антисемитизма во всему миру на бытовом и государственном уровнях далеко не единичны. В любом поколении найдутся люди, которые будут искать «изгоев» – через 70 лет мы опять сталкиваемся с фашизмом (неофашизмом, крайним национализмом), идеологически прочно связанным с демонизацией еврейского народа.

Но почва для этого готовится теми, кто себя к неофашистам в любом проявлении не причисляют! Это делается не умышленно, не осознанно, но с удивительной настойчивостью, порождая стереотипные предрассудки и сея семена ксенофобии. Когда родители роняют фразы, типа, «жадный, как еврей» или те же шутки про кран и воду, они тем самым сеют зерно ксенофобских стереотипов в головах своих детей, что и приводит к таким явлениям как неофашизм и ультранационализм.

Призываю вас, уважаемые читатели к толерантности.

Призываю вас следить за тем, чтобы в вашем доме росли здравомыслящие, интересующиеся и справедливые дети. Не ограничивайте их миром своих стереотипов и предубеждений. Это относится не только к евреям, не только к национальности. Это касается всех людей, которые отличаются. И тогда, возможно, в скором будущем мы перестанем читать в газетах о том, что в Украине произошло очередное убийство «человека иной национальности», «иной сексуальной ориентации» и т. д. и т. п.

В надежде на светлое будущее, отправляю вам этот посыл.

13 thoughts on “Стереотип («два еврея – три мнения». Рассуждения на тему)

  1. Pingback: here
  2. Pingback: 다시보기
  3. Pingback: rajabandarq
  4. Pingback: sudoku
  5. Pingback: portable sawmill
  6. Pingback: slot
  7. Pingback: u31 com
  8. Pingback: aksara178
  9. Pingback: youtube niches

Оставить комментарий