Мешают ли успех и достаток быть хорошим евреем?

еврейский менялаВ свое время основоположник марксизма (еврей-выкрест) отмечал, что в отличие от него самого еврейская традиция вполне благосклонно относится к богатству и успеху. Более того, еврейская традиция требует соблюдения законов правосудия, охраняющих жизнь и собственность, что по мнению большинства экономистов (начиная с Адама Смита) и является главным условием материального процветания.

К сожалению, в наши дни нередко можно увидеть, как евреи в кипах с энтузиазмом продолжают другую традицию. Так, например, предвыборная кампания ШАС была построена на нагнетании ненависти к богачам, которые ездят на такси и летают в самолетах эконом классом.

В то время как некоторые другие монотеистические религиозные традиции  включают в себя отрешение от мира, умерщвление плоти и т.п.,  еврейская традиция в принципе построена на привнесении святости в нашу обычную жизнь. Считается, что облагородив (привнеся святость) в повседневную жизнь, сделав ее благополучной, справедливой и достойной во всех отношениях, мы, евреи, без всякого “умерщвления плоти” станем образцом для народов мира. Так Моисей, передавая народу законы Всевышнего, отмечает, что образец достойной как морально так и материально жизни способен стать самым “естественным” и неотразимым аргументом для народов мира.

Таким образом, евреи были веками успешнее окружающих народов не только потому, что соблюдали в своей среде законы, но и потому, что вовсе не считали материальный успех постыдным.

Богатство как благословение свыше

Уважение к богатству как к благословению свыше укоренено в нашей традиции весьма глубоко.

Наши праотцы не просто были богатыми. Про их богатство прямым текстом говорится что это признак благословенности. Отдельное материальное благословение, сделавшее Яакова независимым от Эсава, оправдывало в глазах его матери Ривки даже обман Исаака.

Назначенные Моисеем судьи были, как правило, небедными людьми. Пророками также становились, как минимум, люди материально независимые.

Те же, кто сегодня ополчились на богатых только за то, что те много заработали, скорее действуют так же как царь идолопоклонников Авимелех, ополчившийся на Авраама.

И если в отношении отдельных людей праведность не всегда напрямую связывалась с благополучием (то есть оставался открытым вопрос “страдающего праведника”), то в отношении всего народа соблюдение законов однозначно связывалось с материальным благополучием, а несоблюдение с бедствиями и бедностью.

Невиданное процветание Израиля при царе Соломоне было связано не только с правосудием сказочно богатого царя, но  и с высоким духовным уровнем всего народа. Правда  царю в нашей традиции как раз запрещено умножать золото и серебро. Но это относится не к частному лицу, а исключительно к царской особе.

Характерно, что избыток золота и серебра не упоминается в Танахе при повествовании об эпохе царя – идолопоклонника Менаше. Да и сложно представить себе, что бы могло подвигнуть человека к упорному и плодотворному труду, к строительству успешного бизнеса в  Иерусалиме “залитом невинной кровью от края и до края”.

Порядок и строгое выполнение законов, необходимо не только для достижения процветания наиболее успешных, но и для облегчения участи бедняков. Так, например, по логике Талмуда, для того, чтобы помочь нуждающемуся в кредите, необходимо защитить именно права кредитора.

Бедность и нарушение заповедей

Бедность, напротив, рассматривается как настолько тяжкое бедствие, что бедный сравнивается с мертвым. Бедностью проклинают (Как к примеру, царь Давид проклял военачальника Йоава). Такая традиция, в отличие, например, от социализма, прекрасно сочетается со здравым смыслом. На практике мы видим, что задавленный нуждой человек теряет какие-либо интересы кроме забот о том как дожить до завтра или дотянуть до конца недели. Его крайне редко интересует что-то высокое. Наличие немногих ярких исключений только подтверждает это правило.

Бедность так же скорее связана с нарушением заповедей чем богатство. История показывает нам, что народы, попирающие все заповеди – это отнюдь не богатые народы. Народы среди которых жизнь ближнего не стоит и копейки, не говоря уже о собственности,  живут в нищете. Народы же, которые не без влияния еврейской традиции (изначально в упрощенном варианте протестантизма) всего несколько поколений назад научились уважать чужую жизнь и собственность, наслаждаются уровнем жизни немыслимым для благостно нищих стран тропической Африки.

 Ослепление богатством?

Конечно, некорректно было бы закрывать глаза на возражения оппонентов. Тора предсказывает, что народ Израиля, получив в земле Кнаан незаработанное богатство, “разжиреет … ” и забудет Всевышнего – источник всех благ.

Однако связан ли действительно распространенный феномен ослепления собственным благополучием именно с богатством, а не с нашими собственными качествами или с природой полученного богатства?

Евреи в эпоху, о которой говорится в цитируемой выше главе Аазину, жили на уровне современного бедняка. Вообще, феномен самодовольства слабо связан с достигнутым уровнем богатства (разве что относительного – по сравнению с собственным вчерашним днем и нынешним уровнем достатка соседей).

Самые богатые люди в истории – изобретатели и инноваторы, пробившиеся собственным трудом, – могли иметь массу пороков. Жадность, однако, вряд ли отличала их от бедняков, а если и отличала то скорее всего в лучшую сторону. Ведь до построения “социального государства”, которое снимает ответственность как c бедных, так и с богатых (“заплатил налоги и спи спокойно”), в эпоху классического капитализма благотворительность росла невероятными темпами и оказывала регулярную поддержку  десяткам миллионов людей. В этом отношении протестантская традиция в США следует образцам еврейской традиции благотворительности – цдоки,  высшая форма которой – помочь человеку найти заработок так, чтобы он более не нуждался в помощи.

Да, мы молим Всевышнего помочь нам оставаться скромными. Но скромность – вовсе не функция от богатства. Мелкий лавочник или инспектор на рынке нередко заносчивее миллиардера, заработавшего капитал своим трудом,  или избранного на свободных выборах министра.

***

Квитэссенцией древней традиции в поведении современных евреев являются слова молитвы мусаф (из ритуала Храмовой службы) в самый торжественный день Йом Кипур. Мы вспоминаем молитву Первосвященника в Храме: “…. И не дай народу твоему Израилю зависеть друг от друга или от другого народа в пропитании своем…”

Авторы: Моше Яновский -  д-р экономических наук, Ася Энтова – политолог, публицист для информационно-аналитического проекта “Мнения”

8 thoughts on “Мешают ли успех и достаток быть хорошим евреем?

  1. Pingback: 티비위키
  2. Pingback: situs togel
  3. Pingback: guitar tutorial
  4. Pingback: ufabtb
  5. Pingback: slot88 jp
  6. Pingback: poppenhuis

Оставить комментарий