Величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира (часть II)

Иудея под властью Бар Кохбы  (продолжение. Начало)

Второй год Иудея находилась под властью восставших. В последнее время найдено немало дополнительных материалов об этом времени. О деятельности правителя Бар Кохбы мы узнаем, в основном, из писем-распоряжений, которые он отправлял своим подчиненным. Письма рассказывают, что Бар Кохба руководил не только военными операциями, но и экономикой подвластных территорий. Он вдавался в мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар Кохба угрожал наказанием даже ведущим военачальникам своей армии, а порой действительно сурово их наказывал. Большинство писем Бар Кохбы начинаются одинаково: “От Шимона бар Косбы, наси Израиля (имя адресата) мир”. В одном из писем своему военачальнику Бар Кохба пишет о галилеянах:

“От Шимона Бар Косбы Иеѓ ошуа бен Галголе и людям его крепости приветствие! Я призываю небеса в свидетели, что если кто-либо из находящихся с тобою галилеян подвергается дурному обращению, я закую твои ноги в кандалы…”

В другом письме он просит встретить людей, приносящих пшеницу:

“От Шимона Бар Косбы Иеѓ ошуа бен Галголе приветствие! Знай, что ты должен приготовить пять каров зерна для отправки через [работников] моего хозяйства. Так что приготовь для каждого из них ночлег. Пусть они остаются у тебя всю субботу. Следи за тем, чтобы сердце каждого из них исполнилось довольством. Будь храбр, и поддерживай мужество среди местных жителей. Шалом! Я приказал, чтобы те, кто сдает тебе свое зерно, принесли его на следующий день после субботы”.

 Начальникам тыловых областей, население которых не поставило провиант, Бар Кохба грозно пишет:

 ”Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших”.

Сохранилось письмо Бар Кохбы, в котором он требует прислать ему четыре вида плодов и растений, употребляемых в Суккот, и напоминает о сборе десятой части. Даже во время военных действий восставшие строго соблюдали субботу, приношения коѓенам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Рим наносит решающий удар

Рим все еще не мог поверить в то, что восставшая провинция громит легион за легионом. Адриан посылал в Палестину все новые подкрепления; четыре легиона и сирийский флот должны были разгромить непокорную Иудею. Из Британии был вызван один из лучших полководцев империи – Юлий Север. По-видимому, Адриан и сам прибыл на короткое время в Эрец Исраэль, чтобы наблюдать за ходом тяжелой войны.

В борьбе с евреями Юлий Север использовал излюбленный прием римских полководцев: сначала уничтожить разрозненные силы противника, затем дать общее сражение его основным силам. Под ударами римской армии Бар Кохба отступил в крепость Бейтар, которую Талмуд называет Бейт Тора – дом Торы.

 Почему Бар Кохба укрепился в Бейтаре, а не в Иерусалиме? Обычно это объясняется слабостью города, который все еще не был восстановлен после 70 года. Возможно, что к этому времени в Иерусалим уже вошли легионеры Юлия Севера. В любом случае, Бейтар показался Бар Кохбе более удобной крепостью. Он находился недалеко от Иерусалима, и в случае разгрома восставшие могли продолжать борьбу с Римом в других крепостях.

 Началась долгая осада Бейтара. Евреи, окруженные римскими полчищами, сражались как львы и порой из осажденных превращались в осаждающих. Но мало-помалу они начали ощущать недостаток провианта. Как и во время осады Иерусалима Титом, римляне видели, что падение Бейтара неотвратимо. Адриан, не сомневаясь в успешном исходе осады, возвратился домой. Голод и жажда ослабили защитников Бейтара. Враг обнаружил, откуда осажденные доставляли воду и перекрыл идущие в город каналы. Положение осажденных стало безнадежным. Бар Кохба и его лучшие воины погибли в последней битве, защищая крепость. Бейтар продержался больше двух лет. В еврейской традиции падение Бейтара считалось несчастьем, равным разрушению Храма. Согласно Мишне, разрушение крепости произошло 9 Ава 135 г.

Последней крепостью восставших принято считать Бейтар, но документы показывают, что и после падения крепости существовало множество очагов сопротивления Риму. Возможно, Бейтар была цитаделью всего восстания. Даже во время осады крепости ее защитники поддерживали связь с восставшими в разных концах Иудейской пустыни.

 Смерть Бар Кохбы окружена легендами. Он считался непобедимым. Одна из легенд повествует, что когда римский солдат принес Адриану голову Бар Кохбы и сказал, что убил еврейского героя, император ему не поверил. Возможно ли убить такого героя, как Бар Кохба? Император потребовал разыскать тело Бар Кохбы. Выяснилось, что его ужалила змея, и он умер. “Если бы Бог евреев не убил его, кто бы мог его осилить?”

После падения Бейтара Юлий Север учинил расправу над непокорными жителями Эрец Исраэль. Дион Кассий сообщает, что было разрушено 50 крепостей, 985 сел, 580 тысяч евреев погибло в ходе военных действий, не считая умерших от болезней и голода. Возможно, эти цифры преувеличены, как и те, которые приводят Талмуд и Мидраш, когда рассказывают, что в Бейтаре было 500 школ, в самой меньшей из которых училось 500 детей, и из всех остался в живых лишь один ребенок. Здесь важнее не точные цифры, которых мы никогда не узнаем, а ощущение истинных размеров трагедии.

 Победа над евреями досталась римлянам дорогой ценой. Настолько дорогой, что император Адриан, сообщая Сенату о победе над Иудеей, не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу: “Я и моя армия пребываем в благополучии”.

Гонения Адриана

Но римляне не ограничились уничтожением непокорных. Они считали, что пока евреи живут по законам Торы и верят во Всевышнего, сломить их дух невозможно. Начались жестокие гонения на иудейскую религию – “эпоха преследований”, как она именуется в Талмуде. Казнь десяти мучеников стала лишь началом преследований.

 Римские власти запретили изучать Тору и назначать авторитетных законоучителей, закрыли синагоги и академии.

Евреев сжигали за то, что они соблюдали субботний отдых, убивали за то, что они ели мацу на Песах, избивали плетьми за постройку шалашей в праздник Суккот, за наложение тфилин, за вплетение голубой нити в цицит. Но евреи продолжали читать Тору. В Талмуде говорится:

“Рассказал раби Иеѓ уда: были случаи в “опасное время”, когда мы переносили свиток Торы в субботу со двора на крышу, с крыши на двор и со двора на склад, чтобы читать из него”. Видя страдания своего народа, еврейские мудрецы постановили, что можно отказаться от соблюдения субботы, если следование ей угрожает жизни, но даже ради спасения жизни нельзя отказаться от изучения Торы. Тора, народ Израиля и Эрец Исраэль неразрывно связаны друг с другом, поэтому еврею не следует покидать свою землю, чтобы не стать идолопоклонником. И еще одно важное правило напомнили мудрецы: “Все евреи отвечают друг за друга”.

 В это же время Адриан осуществил свое давнее стремле-ние: Иерусалим был превращен в римский город под названием Элия Капитолина, евреи были изгнаны из него, а вместо них здесь поселились язычники. Еврей, пойманный в Элии Капитолине, подвергался смертной казни. Позднее посещение города было разрешено, но только 9 Ава. В этот день евреи могли приходить к Западной стене и оплакивать разрушение Храма.

В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира.

 Положение Иудеи при последующих римских императорах

 Уже преемник Адриана – император Антоний Пий, 138-161 гг., прекратил гонения на иудаизм и разрешил евреям следовать их законам и религии. Однако он сохранил в силе два ограничения: евреям запрещалось селиться в Иерусалиме и обращать в иудаизм иноверцев.  

Когда прекратились гонения на евреев, в галилейском городке Уша был основан новый центр иудаизма, после нескольких переездов окончательно обосновавшийся в Тверии. Ученики раби Акивы открыли здесь академию по образцу явненской. Были возрождены Санѓ едрин и ешива. Вновь открывались синагоги и школы. Новым наси после Гамлиэля II стал его сын – Шимон бен Гамлиэль.

При Шимоне утвердилась триединая форма руководства евреями Эрец Исраэль; “наси”, его заместитель – “ав бейт дин” – законоучители – признанные авторитеты в области Ѓалахи. В годы правления Шимона страна все еще переживала тяжелый кризис, в ней царила нужда, люди продолжали уезжать в другие страны. Общественно-экономический подъем начался в период правления старшего сына Шимона – Иеѓ уды ѓ а-Наси. Этому подъему способствовало благожелательное отношение к евреям императоров династии Северов (193-235 гг.).

Оборона Бейтара

Почему же Бар Кохба укрепился в Бетаре, а не в Иерушалаиме? Принято объяснять это тем, что в ту пору Иерушалаим не был укреплен или уже был завоеван Севером. Я не думаю, что это было так: захватив Иерушалаим, Бар Кохба, несомненно, немедленно укрепил бы его. Я полагаю, что причина кроется в другом. Бар Кохба укрепился в крепостном городе Бетаре на расстоянии трех часов ходьбы к юго-западу от Иерушалаима. Все предположения о том, что Бетар находится в Самарин, к югу от Кесарии, или около Сидона, отпадают благодаря свидетельству Евсевия, согласно которому “он недалек от Иерушалаима”, кроме того, там до сих пор есть место, называемое по-арабски Хирбет ал-Яхуд, “Еврейские развалины”; при раскопках там была найдена монета с вычеканенной надписью “Шимон”, там же были обнаружены надписи двух римских легионов. Место представляет собой естественную крепость, а там, где теперь руины, которые и по сей день называются “Еврейские развалины”, видимо, была крепость, сооруженная повстанцами или их предшественниками. Эта крепость должна была служить наиболее надежной защитой Иерушалаиму. Лучше, чтобы Бетар стал мишенью для боевых ударов противника, а не святой Иерушалаим. Ведь если падет Иерушалаим — погибнет все, тогда как падение Бетара не так страшно. Но Бар Кохба просчитался: с падением Бетара восстание было проиграно, потому что он сам был убит.

 Осада Бетара продолжалась, как видно, два с половиной года, а все восстание Бар Кохбы — три с половиной года. Евреи, окруженные римскими полчищами, сражались, как львы, и порой из осажденных превращались в осаждающих. Но мало-помалу осажденные в Бетаре начали ощущать недостаток провианта, как во время осады Иерушалаима Титом римляне видели, что падение Бетара близко, и император Адриан, не сомневаясь в исходе войны, возвратился домой.

 Но все же Бетар пал нескоро. Крепость продержалась больше двух лет. Кто знает, не отказались ли бы римляне от полной победы под влиянием долгой осады и не пошли бы ли на выгодный для евреев компромисс? Но, кроме голода, некоторые другие причины привели к падению Бетара, а вместе с этим и к смерти Бар Кохбы.

 Голод и жажда ослабили его защитников. Враг обнаружил, откуда они доставляли воду и отрезал идущие в город каналы. Положение осажденных стало безнадежным. Бар-Кохба и его лучшие воины погибли в последней битве, защищая крепость.

Последней крепостью восставших принято считать Бетар, но документы показывают, что и после падения этой крепости существовало множество очагов сопротивления Риму. Возможно, Бетар была цитаделью всего восстания в силу своего выгодного географического положения. Осаду этой крепости римляне начали после захвата Иерушалаима, но даже во время осады крепости ее защитники поддерживали связь с восставившим в разных концах Иудейской пустыни.

 Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, т.е. в 134 году, и что причиной падения были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар.

 Смерть Бар Кохбы окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами резне в Бетаре показывают крайнюю ожесточенность борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Храма.

Источник

Продолжение в следующем выпуске

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *