Величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира (часть I)

В конце лета 131—135 гг. н. э. случилось одно из важнейших событий в истории еврейского народа, фактически завершающее «период Второго Храма» – судьбоносное восстание евреев против римлян, последняя попытка еврейского народа восстановить свою государственность. Эта дата – начало рассеяния евреев по миру.

«Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну» (Еврейская энциклопедия) .

 Предлагаем вашему еврейский взгляд на эти давние события – статью с сайта, посвященного покойному Рабби Меиру Давиду Кахане (Израиль).

Восстание Бар Кохбы

В последние годы правления Траяна, 115-117 гг., в разных концах Римской империи вспыхнули многочисленные восстания евреев. Император, мечтая о славе Александра Македонского, двинул свои войска на захват земель между Тигром и Евфратом, которые находились под властью парфян. Евреи Парфии приняли активное участие в борьбе с римлянами. В ответ на это в странах диаспоры начались нападения на еврейкие общины.

 Римские власти закрывали глаза на погромы, и тогда евреи поднялись на восстание. Евреи Кипра, Киренаики, Египта оказывали вооруженное сопротивление местному населению. Некоторые города оказались под их управлением. Волнения происходили и на территории Эрец Исраэль. Дион Кассий так сформулировал свои впечатления: “Можно сказать: содрогнулся весь мир”. Когда Траян увидел, что волнения выходят за рамки обычных беспорядков, он принял самые энергичные меры по их пресечению. Пехота, конница и флот Рима с большим трудом подавили восстания. Ужасными были последствия поражения. Все еврейское население Кипра было уничтожено. В других областях грабежи и казни мирного населения стали обычным делом. Вынужденный бросить огромные воинские силы на подавление восстания, Рим отказался от идеи завоевания Парфии.

Политика императора Адриана в отношении евреев

В 117 году власть в Риме перешла к новому императору – Адриану. Принято считать, что в первые годы своего правления он пытался восстановить мир на Востоке, стараясь учитывать национальные особенности покоренных народов и не вмешиваться во внутренние дела восточных провинций. В угоду покоренным народам Рим восстанавливал их разрушенные города и храмы, строил новые дороги. Среди евреев стали распространяться слухи о том, что император собирается заново отстроить Иерусалим и его главную святыню – Храм.

Историки допускают вероятность такого развития событий. Но в отношениях между императором и евреями постоянно возникали недоразумения. Так, евреи полагали, что возрожденная столица станет, как и в былые времена, традиционным еврейским городом. Засияет красотой и величием Третий Храм, в котором они смогут служить Всевышнему. Адриан думал иначе: под восстановлением Иерусалима он понимал создание нового римского города, в котором будут жить и евреи, и язычники. Так римляне поступали и в других провинциях. Предполагалось, что в новом храме и евреи, и язычники будут молиться своим богам. Храм будет носить имя Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского, а город будет называться в честь императора – Элия Капитолина (полное имя императора было Публий Элий Адриан).

Мы не можем с полной уверенностью обвинить Адриана в ненависти к евреям, просто эллины считали достижения своей культуры самыми значимыми. Большинство римлян, тем более императоров, мало интересовались тонкостями чужих верований, обычаев и традиций. Повсюду они стремились насаждать ту культуру, в которой родились и выросли, которую считали самой развитой. Они удивлялись упорству, с которым покоренные народы не хотели превращаться в эллинов.

 К разряду недоразумений часто относят указ Адриана о запрещении обрезания. Римляне считали любое вмешательство в данное богами тело вредным и опасным занятием. Вот почему появился указ, который римляне воспринимали как запрещение нанесения увечья. Но для евреев этот указ обозначал национальную трагедию. Конечно, руководитель державы, под властью которой находились десятки разных народов, должен был учитывать особенности каждого из них, чтобы не задеть очередным указом религиозные чувства своих подданных. Почему этого не произошло? Талмуд считает виновниками недоразумения советников Адриана, которые знали, чем обернется для евреев новый указ, но не сообщили об этом императору. Указ Адриана вызвал недовольство среди евреев, но многие из них надеялись на лучший исход. Внешне евреи продолжали сохранять спокойствие и покорность Риму.

 Адриан много путешествовал и весной 130 г. посетил Иерусалим. Город имел важное стратегическое значение. Он мог служить опорным пунктом против парфян, в стране которых поселились многие евреи. Жители разрушенной столицы встретили Адриана радушно. Они все еще надеялись, что император вернет им Храм, восстановления которого евреи всего мира ждали вот уже 60 лет. Видимо, именно во время приезда Адриана выяснилось, о каком городе мечтает император. Для мудрецов и для большей части народа складывалась ситуация, о которой еврейская традиция говорит “умри, но не преступи”. Как только император покинул пределы восточных провинций, евреи взялись за оружие.

 Шимон Бар Кохба

 Возглавил восстание человек, о происхождении и жизни которого мы знаем немного. Есть сведения, что Бар Кохба был единственным сыном своих родителей. Несомненно, он происходил из семьи ученых, так как раби Элазар ѓа-Модаи, один из выдающихся мудрецов своего времени, приходился ему дядей. Раши полагал, что Бар Кохба “был из дома Ирода”.

Одно только его имя породило множество догадок и предположений. Римские и греческие летописцы называли его Бар Кохбой. Мидраши и Талмуд не иначе, как Бен Козибой. Обычно это объясняют тем, что “кохба” переводится как “звезда”. Тогда известные слова из Торы “и взойдет звезда от Яакова” можно трактовать как пророчество – “придет Кохба от дома Яакова”. Евреи увидели в этом человеке долгожданного Машиаха, который пришел освободить их от рабства. По мнению многих историков, Машиахом признал его и величайший еврейский мудрец раби Акива. После того, как Бар Кохба потерпел неудачу, его имя изменили на Бар Козиба, что означает – сын лжи, то есть лжемессия.

 Это объяснение кажется не очень убедительным. Вряд ли оба Талмуда могли называть человека исключительно по его кличке. Сам руководитель восстания подписывал все свои бумаги именем Бар Косба. Возможно, Косбой звали его отца. Такое имя семья могла получить от названия местности или населенного пункта, в котором проживала.

Поколение Бар Кохбы было воспитано на уверенности в том, что Храм вскоре будет отстроен. Эта уверенность возрастала с каждым годом, отдаляющим евреев от Второго Храма. Евреи готовы были признать Машиаха в любом человеке, обещавшем восстановить Храм и освободить их от римского господства. Много споров вызывает объяснение причин, по которым раби Акива признал Бар Кохбу Машиахом. Но уже современники великого мудреца оспаривали правоту такого решения:

“Учил раби Шимон Бар Йохай:

 - Акива, мой учитель, толковал: “Взойдет звезда от Яакова – появится Кохба от Яакова”. Когда он видел Бар Козибу, он говорил: “Вот он – царь-Машиах!”

Сказал ему Иоханан бен Тората: “Акива, твои щеки ско-рее порастут травой, чем придет сын Давида”".

 Действительно, мы не находим упоминаний о том, что Бар Кохба принадлежал к дому царя Давида или совершал необъяснимые чудеса. Тот факт, что раби Акива признал его не только “предводителем Израиля”, но и царем-Машиахом, безусловно, свидетельствует о величии Бар Кохбы, но свидетельствует ли он о мудрости самого раби Акивы? Во всяком случае, такой мудрец, каким был раби Акива, имел веские причины, чтобы так высоко оценить личность Бар Кохбы.

Про физическую силу Бар Кохбы Талмуд и Мидраш рассказывают настоящие чудеса: “Когда ядро из катапульты попадало ему в колено, оно отскакивало от него и убивало нескольких человек”. Агада говорит о 400 000 воинов, бывших в его распоряжении; по Мидрашу, “Адриан дал пятьдесят два сражения в Эрец Исраэль”. А каждый воин Бар Кохбы мог на скаку выкорчевать ливанский кедр. Все эти описания, хотя и в преувеличенной форме, рисуют нам образ настоящего героя.

Восстание

Мы мало знаем о событиях 132-135 гг. У этого восстания не было своего историка. Дион Кассий вскользь сообщает, что евреи начали заранее готовиться к восстанию. Сохранилось сообщение, что накануне восстания евреи изготавливали для римлян недоброкачественное оружие. В Иудейских горах повстанцы создали целую систему подземных баз, в которых накапливалось вооружение и продовольствие. Они надеялись разбить римлян в ходе партизанских боев.

 Удобный для восстания случай представился сразу после отъезда Адриана из Иерусалима. Тысячи людей вновь взялись за оружие. Они действовали стремительно и вскоре захватили несколько городов, укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы.

Сначала Адриан не обратил внимания на беспорядки в провинции. Прокуратор Иудеи Тиней Руф, которого негодующие евреи прозвали тираном Руфом, попытался потопить мятеж в крови, но это ему не удалось; легионы Руфа были разгромлены. Бар Кохба вел партизанскую войну небольшими одиночными отрядами, которые устраивали засады и нападали на врага, не давая покоя его войскам. Повстанцы прятались в пещерах и подземных ходах, в крепостях, ущельях и в горах. Восстание уже распространилось по всей Иудее, Самарии и Галилее. В короткий срок Бар Кохбе удалось установить контроль над всей Иудеей, включая, возможно, Иерусалим, а также над значительной частью Эрец Исраэль.

На помощь Руфу пришел наместник Сирии, но и он потерпел поражение. Успехи Бар Кохбы укрепляли веру евреев в то, что именно он – царь-Машиах, который пришел избавить еврейский народ.

Крупной победой восставших было взятие Иерусалима. На монетах того времени сохранились надписи “Иерусалим” и “Первый год избавления Израиля”; на монетах второго года – “Иерусалим” и “Второй год свободы Израиля”. Обнаружена также монета, на которой вычеканена надпись “Шимон”, а на другой ее стороне – “В честь освобождения Иерусалима”. Именно монеты позволили предположить, что повстанцам удалось освободить священный город.

 Монеты помогают нам лучше узнать и личность Бар Кохбы. На монетах первого года восстания читаем: “Шимон – наси Израиля”, на других, относящихся к этому же периоду: “Священник Элазар”. Через год монеты с надписью “Священник Элазар” совершенно исчезают. Отсутствуют и монеты со словами “наси Израиля”. Вместо них появились монеты, на которых значилось только имя “Шимон”. Что могло измениться в течение года? Возможно, после крупных побед Бар Кохба стал претендовать на царский престол или роль Машиаха. До сих пор не найдено монет, на которых было бы написано “Шимон – царь Израиля”, а чеканить на монетах “Бар Кохба-Машиах” было бы в высшей степени неразумно. Поэтому и появляется только имя предводителя восстания “Шимон”. Но куда же исчез “Священник Элазар”?

 Возможно, археологические находки, которые позволят нам разгадать тайну исчезновения имени Элазара и слова “наси” с монет, появятся еще не скоро, однако Мидраш сохранил нам историю, которая может дополнить наши знания о Шимоне:

“Бар Козиба царствовал два с половиной года. Он сказал мудрецам: “Я – Машиах”. (В книге Исайи написано: “И почует страх Господний, и будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела”), поэтому ответили ему: “Про Машиаха сказано, что он судит чутьем, посмотрим, так ли судит этот”[…]“.

Продолжение в следующем выпуске

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *