Провал плана Уганды (из истории сионизма)

image01914 августа 1903 года  МИД Великобритании выразил согласие с идеей создания еврейского государства на территории английской колонии Уганды.

 Трудно найти еврея диаспоры у которого близкие люди не живут в Израиле – родители, братья, сестры, просто друзья, приятели и т.д. Со всех стран и континентов ежедневно в Израиль отправляются самолеты, доставляющие евреев «проведать своих» репатриантов  в Эрец Исраэль.  Мы действительно считаем Израиль своим домом , где бы не жили. Оттуда вышел наш народ, туда же и вернулся через тысячелетия.

Но вам, очевидно, будет интересно узнать, что со всех континентов и стран каждый день самолеты могли бы летать… в еврейское государство, которое находится на территории современной Уганды!

Можно только предполагать, как бы сложилась судьба евреев во времена Второй мировой войны, если бы на тот момент у нас уже было свое государство. Было бы шесть миллионов невинных жертв? Или большинство тех, кто сгорел в огне Холокоста, бежали бы к своим и катастрофа такого масштаба не разразилась?

Как бы там ни было, сегодня Израиль находится на том же месте, где и возник. После 2000 лет скитаний евреи вернулись в свой дом и он – часть нашей души.  А «План Уганда» – одна из исторических ступенек на пути народа к великому возвращению.

Именно о нем наш рассказ.

Итак, «кровавый навет» в апреле 1903 года стал катализатором погрома в городе Кишинев. Незадолго до этого в городе Дубоссары был убит христианский мальчик. Приближалась Пасха, и местная газета «Бессарабец» обвинила еврейское население края в причастности к ритуальному убийству. В течение трех дней толпа погромщиков совершала свои злодеяния при полном попустительстве властей и полиции. 49 человек погибло от рук убийц.

Погромы и раньше происходили в Российской империи. В 1881-84 годах, после убийства народовольцами царя Александра Второго, евреев громили повсюду. Однако кишиневский погром за один раз унес больше еврейских жизней, чем все ему предшествовавшие. У многих еврейских лидеров возникло тревожное предчувствие, что все это только начало…

На этом фоне и был выдвинут «план Уганды».

14 августа 1903 года в официальном письме на имя сионистского журналиста Леопольда Гринберга, лондонского соратника Теодора Герцля, МИД Великобритании выразил согласие с идеей создания еврейского государства на территории английской колонии Уганды. Идея исходила от министра по делам колоний Джозефа Чемберлена. Речь шла о 30 000 км2, где мог бы поселиться примерно миллион человек. Управление территорией предполагалось сделать автономным. Герцль воспринял английское предложение как завоевание сионизма: впервые великая держава озаботилась судьбами евреев.

После того, как Британия предложила евреям свою колонию, делегатам Шестого сионистского конгресса оставалось только утвердить эту неформальную договоренность. На конгрессе схлестнулись две точки зрения, олицетворявшие два принципиально разных подхода. Ключевым стал вопрос: может ли в принципе еврейское государство быть создано где-то, кроме Эрец Исраэль? Значительная часть западноевропейских делегатов была готова отказаться от Земли Израиля. Многие преуспевающие евреи Лондона и Парижа, видевшие будущее государство в первую очередь убежищем для бедных восточноевропейских собратьев, а не для себя лично, не считали принципиальным вопрос о территориальном расположении будущего еврейского государства. Однако тут оказалось, что для самих «бедных» евреев Киева, Кишинева и Варшавы этот вопрос – первостепенный.

Возник жаркий спор. С Герцлем солидаризировались сионисты Запада, против выступили сионисты Российской империи, видевшие свою цель в возрождении Эрец-Исраэль. Первых было большинство и план приняли. «Русские» покинули зал заседаний. Многие из них плакали.

Поразительно, что главные оппоненты «угандийского» проекта не относились к религиозным партиям. Наиболее жестким противником данного решения еврейских проблем был харьковский политический лидер М.Усышкин. Этот человек занимался приобретением палестинских земель для будущей еврейской колонизации. Именно он созвал в октябре 1903 года в Харькове конференцию «практических» сионистов из Российской империи. И на этой конференции руководству Всемирной Сионистской Организации был выдвинут ультиматум, практически похоронивший «план Уганды».

После того, как «практические» сионисты из Российской империи в знак протеста покинули зал,  Герцль пришёл к ним мириться. Его не приняли. Он ушёл, вернулся, уже стояла глубокая ночь, настоял на своём выступлении, убеждал. Вобщем, раскола избежать удалось. Конгресс удовлетворил ряд их требований противников «угандийского» плана, в частности, запретил финансирование угандийской экспедиции из средств Еврейского колониального банка, Еврейского национального фонда и фонда членских взносов Сионистской организации. Был также заслушан доклад Ф. Оппенхеймера о разработанном им плане строительства кооперативных сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль и принято предложение З. Е. Соскина об учреждении Палестинской комиссии.

Хотя в те времена никаких перспектив возвращения в Палестину не «просматривалось», на Шестом Сионистском конгрессе «угандийский вариант» дал трещину, а в 1905 году, на Седьмом, был похоронен окончательно.

P/S Параллельно с иммиграцией евреев из Европы в Палестину, спровоцированную ростом антисемитских настроений в Европе и, как следствие, погромами, возникла волна еврейской иммиграции в Эрец Исраэль из Йемена, Марокко, Ирака и Турции. Эти евреи не имели ни малейшего представления о политическом сионизме доктора Герцля, или погромах в Европе. Их подвигла многовековая религиозная мечта о «возвращении в Сион», и услышав о том, что ворота Палестины открыты, они смело отправились навстречу трудностям пути и устремились в «Землю Израиля». В 1897 еврейские лидеры официально учредили Сионистское движение, призывая к восстановлению еврейского Национального очага, где евреи получили бы убежище, возможность самоопределения и возрождения своей цивилизации и культуры. Идеал сионизма о возвращении в Израиль имеет глубокие религиозные корни. Многие еврейские молитвы упоминают о Сионе, Иерусалиме, и Земле Израиля. Завет не забывать Иерусалим – одна из основ Иудаизма.

(При подготовке материала использованы данные из открытых источников и статья Ури Корогодского «От Уганды к Эрец Исраэль»)

Оставить комментарий