Храм (часть I)

В этом году исполнилось 46 лет с тех пор, как в шестидневной войне 1967-го года Армия обороны Израиля в ожесточенных боях захватила все иорданские позиции в Иерусалиме и прилегающих к нему районах. 183 солдата погибли в сражении за Иерусалим, многие были ранены. Сегодня Иерусалим – неделимая столица еврейского государства.

В честь этой даты по всему Израилю прошли празднования Дня Иерусалима.

Не обошлось без неприятных сюрпризов. 7 мая 2013 года вблизи Дамасских ворот Старого города произошло столкновение между евреями и арабами. Конфликт разгорелся из-за того, что при входе на Храмовую гору полиция задержала араба, отказавшегося предъявить документы. Верующие из мечети Аль-Акса стали бросать пластиковые стулья в сторону группы евреев, посещавших храмовый комплекс.

На следующий день, 8 мая, полиция Израиля задержала главного муфтия Иерусалима и одного из главных религиозных лидеров Палестинской автономии Мохаммеда Хусейна по подозрению в причастности к этим беспорядкам. (Того самого, который в январе 2012 года, цитируя основателя Ислама, публично заявлял: «Когда еврей спрячется за деревом или камнем, тот закричит: «О мусульманин, слуга Аллаха, еврей здесь, подойди и убей его!») Через 6 часов муфтия, расспросив о конфликте, отпустили восвояси.

Тем не менее, Парламент Иордании проголосовал в среду за выдворение посла Израиля из страны в связи с «оккупационными действиями» против мечети Аль-Акса в Иерусалиме. А через два дня, 10 мая, египетская правящая исламистская партия Братья-мусульмане устроила в Каире антиизраильский митинг в знак протеста против действий Израиля и, в том числе, против задержания муфтия Иерусалима. В ходе проведения мероприятия, в мечете Аль-Азхар кричали любимую речевку израильских соседей: «Народ хочет уничтожения Израиля!»

Так что же происходит там, на Храмовой горе? Почему, собственно, через 46 лет после объединения Иерусалима израильтяне не могут свободно ходить в самом сердце еврейской истории, духовного истока, квинтэссенции религии единобожия, священном месте молитв первосвященников и тех, кто своими глазами видел скрижали Завета?

Давайте разберемся.

Мировые СМИ каждый раз, когда сообщают о столкновении израильской полиции и арабов на Храмовой горе из-за того, что последним, видите ли, не нравится, когда евреи там появляются, напоминают, что мечеть Аль-Акса – третья по значимости святыня в Исламе.

Но и для нас это место – не харчевня. Здесь стояли Первый и Второй Храмы. Тем не менее, создается впечатление, что Аль-Акса для мусульман более значима, чем для евреев Храм.

Только не подумайте, что, согласно Корану, на этом месте родился пророк Мухаммед. Или трудился. Или женился. Или «прозрел». Или умер. Подчеркну, что пророк – это не мифический персонаж, а реально существовавший человек. Места, где он проживал и где создавал свое учение, вполне могут и должны быть священны для его последователей. Так вот. Мухаммед никогда не был связан с Иерусалимом при жизни. Но мусульмане верят, что именно сюда, в Иерусалим, он перенесся из Мекки верхом на крылатом животном аль-Бураке, и уже отсюда вознесся сквозь небесные сферы.

А теперь давайте сопоставим. На этом месте стояли Первый и Второй Храмы. Здесь хранились скрижали. Здесь была столица еврейского государства. Имеют ли евреи право посетить это место (допустим, взойти на гору)? – «Нет!» – заявляют арабы под молчаливое одобрение других народов. – «Потому что мы убеждены: это то самое место, откуда Мухаммед вознесся. А для нас оно свято!»

Ну, как вам нравится состоятельность этих доводов?

Давайте напомним еще раз, прежде всего, себе, какое значение имеет Иерусалим, Храмовая гора и сам Храм для евреев.

Значение Иерусалимского Храма для еврейского народа. Экскурс в историю.

Для евреев Храм не был просто культовым зданием. Он был центром жизни Иерусалима, столицы государства. Рядом с ним находился дворец царя Израиля (а при Хасмонейской династии царь одновременно выполнял и функции Первосвященника). Иерусалимский Храм притягивал к себе  массу евреев, которые приходили туда на протяжении всего года.

Но самое главное – система приношения жертв в иудаизме предусматривает участие в Богослужении не только священников, но всего народа.

Любое важное событие в жизни человека, любой результат его деятельности, так или иначе, был связан с Храмом.

Если у еврея рождался ребенок, он должен был принести как минимум одну, иногда две и более жертвы. Каждый человек, у которого умер родственник, должен был прийти в Храм и очиститься от нечистоты мертвого тела. Когда еврей в сельскохозяйственной стране, какой был Израиль 2000 лет назад, сажал дерево, первые плоды с него он должен был принести в Храм, в Иерусалим, и там съесть. Каждый еврей, у которого корова рожала первого теленка, шел в Иерусалим, для того чтобы посвятить его Храму.

Многие приходили в Храм по поводу семейного торжества, чтобы принести жертву «шламим» (буквально: «мирная», «цельная» жертва). Животное для такой жертвы резали в Храме и кровью кропили жертвенник, но затем отдавали хозяину, который жарил это мясо и в тот же день съедал в Иерусалиме на праздничной трапезе вместе с родственниками и друзьями (кстати, примерно таким был характер Пасхальной жертвы).

В праздники Песах, Шавуот и Суккот (особенно в Песах и в Суккот) в Иерусалим к Храму приходили сотни тысяч (иногда – до миллиона) евреев для того, чтобы исполнить заповедь «алия ле-рэгель» – «заповедь паломничества». В сущности, важнейшей ежегодной составляющей жизни каждого еврея и было исполнение этой заповеди, согласно которой следовало подняться в Иерусалим, прийти в Храм, участвовать в Богослужении и окунуться в проникнутую ощущением святости жизнь Иерусалима.

Храм, именно Храм притягивал к себе жертвы и жертвоприношения массы евреев – обычных людей, вовсе не праведников в строгом смысле этого слова, – назовем их «случайными праведниками», – которые «просто» хотели принести добровольную жертву Богу.

Священники (коhены и левиты).

Храм притягивал к себе евреев не только для принесения жертв. Представители касты священников, жрецов – коhаним и левиим (сегодня они всего лишь благословляют нас в синагоге во время молитвы) не только служили в Храме, в Иерусалиме, но жили по всей стране. Их было огромное количество. В Храме они служили поочередно – по семьям и кланам. На Храмовую службу каждого коhена приходилось не более месяца в году. Таким образом, постоянно в Храме находились не более одной двенадцатой части всех священников, остальные жили по всей Стране Израиля и, разумеется, оказывали влияние на людей повсеместно.

По закону Торы священники не имели права получить удел в Земле Израиля. Что означает «удел»? Это не просто место, на котором можно построить дом – дома у них были. Удел – это почва, пригодная для земледелия, на которой, соответственно, можно производить сельскохозяйственную продукцию. Не имея удела, священники практически не занимались производительным трудом вовсе. Они учили, писали книги, свитки Торы, мезузы, изготавливали «тфилин» и т.д. Занимались, одним словом, преподаванием и различными дополнительными ремеслами, связанными с культовой жизнью.

При этом у всех священников были семьи, которые нужно было кормить. Каким образом? Согласно Торе, каждый еврей от каждого урожая своего должен отделять десятину; от каждого теста, которое он замешивает, должен отделять определенную часть; должен отделять дополнительные места в зарезанном животном; от части мяса, когда он режет животное, тоже должен отделять, и всю эту отделенную часть должен, по закону, приносить в Храм. Часть по закону предназначалась священнику-коhену, часть – левиту.

Если взять, для наглядности, конкретную деревню или город в Эрец-Исраэль 2000-летней давности, там каждый еврей, собирая свои сто килограммов яблок, должен отделить десять килограммов этих яблок, часть из них отдать левиту, еще одну часть – священнику, который живет по соседству с ним, и еще часть – отнести в Храм.

Влияние Храма на качество вырабатываемой продукции.

Факт существования Храма влиял не только на количество выработанной сельскохозяйственной продукции, но и на качество. Так, оливковое масло, которое было одним из основных продуктов Израиля того времени, изготавливалось строго определенным образом, чтобы его можно было использовать в Храме.

В круг забот евреев о своей духовной чистоте естественно входили заботы о продуктах в процессе их производства и хранения.

Каждый еврей, который выращивал козлика на мясо, или маслины на масло, или виноград на вино, должен был тщательно следить за процессом своей деятельности, за каждым шагом на своем поле, в саду и загоне для скота.

Храм был мощным экономическим фактором в жизни Эрец-Исраэль. Важным экономическим центром, фактически, его хранилище было государственной казной.

Кроме того  Храм задействовал вокруг себя целый ряд профессий. Так, мы знаем, например, что одежды, в которых священники должны были служить Всевышнему и исполнять свои обязанности в Храме, после недели службы запрещено было использовать повторно. Эти одежды сохранялись, но для каждой следующей группы священников требовались новые. Причем одежды священника должны быть специально сотканы, а не сшиты. Сегодня в Йерихоне археологи находят гигантские склады продукции, которая производилась для Храма.

Кроме массы льняной, хлопковой и шерстяной одежды и различных тканей, изготовленных строго определенным образом, Храму требовались вино для возлияний и масло для воскурений; дерево, которое сжигалось на жертвеннике; сосуды, как правило, из драгоценных металлов или из камня. И все это далеко не исчерпывало список продукции, необходимой для Храмовых нужд.

Еще надо было сажать деревья, растить животных, которых приносили в жертву в Храме, выращивать лен и хлопок, ткать одежду, изготавливать украшения, сосуды и другую утварь для Храма. Таким образом, необходимость в целом ряде специальностей вызывалась и поддерживалась Храмом.

(Продолжение часть II , часть III )

13 thoughts on “Храм (часть I)

  1. Pingback: goxapp
  2. Pingback: unicc
  3. Pingback: LOTTOBKK
  4. Pingback: bonanza178
  5. Pingback: superkaya88
  6. Pingback: PG
  7. Pingback: tv size
  8. Pingback: b4R
  9. Pingback: Lottoexit

Оставить комментарий